САТ-ОК - ХУДОЖНИК
Сат-Ок был, безусловно, разносторонне одаренным человеком. Помимо писательского дара, он обладал художественными талантами и был художником. Его произведения очень оригинальны и замечательны, по мнению профессионалов искусствоведов.
Ниже ссылка на акварель, выполненная Сат-Оком, с его официального сайта:
http://www.sat-okh.art.pl/akwarela.html
Вот как комментирует автор сайта Г.Петкевич изобразительные работы Сат-Ока (написано в декабре 2000 года, когда Сат-Ок ещё был жив (перевод с польского )):
"Сат-Ок также рисует. В своих работах он старается передать всю глубину индейского мира, который он сохранил в своей памяти со времен своей молодости; мира, которого он лишился и которого уже больше нет.
Великая тоска велит ему воспроизводить в воображении ушедшие картины молодости и переносить их на полотна, передавая таким образом свои ощущения детства и юности.
В настоящее время, когда всё чаще у Сат-Ока возникает мысль, что скоро он отправится в путь по дороге заходящего солнца, очень хотелось бы сохранить то, что ещё можно сохранть - Духа Индейской Вольности, Индейского понимания Таинственности Природы, Индейского способа самовыражения через Красоту"
Сат-Ок с автором сайта Генриком Петкевичем ( 2000 г.)
.
Иллюстрации, выполненные самим Сат-Оком к его книге "Земля Солёных Скал".
Нельзя не признать, что иллюстрации к книге "Земля Солёных Скал", выполненные самим автором - Сат-Оком в конце 50-ых годов, - самые выразительные и удачные.
Они удивительно передают пространство, состояние природы, типы людей и очень гармонируют с эпическим характером повествования. Величественные пейзажи, цельные характеры, человек наедине с природой, которая у художника грандиозна, одухотворена, - эти иллюстрации очень дополняют произведение и полнее передают мировосприятие ее героя.
"....Земля Соленых Скал имела три выхода,однако с лошадьми и детьми можно было пройти только по одному. Мы разбили стойбище в долине, как раз у подножия этого перевала.
В долине царила тишина. Наш лагерь был не веселым.Мы не разжигали костров, девушки не пели песен."
В долине царила тишина. Наш лагерь был не веселым.Мы не разжигали костров, девушки не пели песен."
"...Это были приказы , как перед боем.Половина шатров была свернута,полтабуна коней угнано за высокие скалистые склоны." "...Сначала долго говорил посланец из рода Танов по имени Рваный Ремень,затем отец, а за ним Большое Крыло." "...Быстрая Стрела не стонал. Глаза его были полузакрыты. Он часто дышал, а по лицу скатывались большие капли пота."
А сцены повседневной жизни у Сат-Ока выглядят гораздо более реалистично и живо, чем у других иллюстраторов его произведений.
Такая необыкновенная одаренность Сат-Ока, артистичность его натуры были следствием его "образования", которое он получил в детстве и которое стало основой его существа.
Г.Петкевич писал: "Красота и каждодневный контакт с искусством пронизывали повседневную жизнь Сат-Ока, человека, который родился в раскрашенном типи. Сложные узоры на убранствах и обрядовых предметах, предметах быта, красивые цвета, абстрактные символы - всё это имело глубокую основу в совокупности знаний и верований индейцев.
Причем необходимость каждодневного общения с Красотой выходила далеко за пределы того , что люди европейской культуры называют "фольклором".
Осознание мощи и суровости Природы было основой многих сильных эмоциональных переживаний, которые находили свое выражение в танце.
Танец сопровождал Индейца всегда и везде. Было очень много видов танца, но никогда он не являлся забавой.
Танец всегда отражал глубокие чувства или важные мировоззренческие убеждения.
Искусство Индейцев было чем-то естественным и чрезвычайно значимым для них. Оно сплеталось воедино с каждодневной жизнью, но однако оно не было ни монотонным , ни рутинным ритуалом, это Искусство всегда было живым и спонтанным, импровизационным по характеру.
Великая Индейская Родина, в которой вырос Сат-Ок, без Искусства не могла жить."
CАТ-ОК ОБ ОСНОВАХ ИНДЕЙСКОЙ ДУХОВНОСТИ
Главное, что делает индейскую культуру такой притягательной, заключается в особенности мировосприятия индейцев, их близости к естественным первозданным законам бытия. Очень точно и без лишних слов это описал Генрик Петкевич, передав свое впечатление от общения с Сат-Оком.
Г.Петкевича поражало в Сат-Оке то, как он понимал и относился к Природе, осознавая ее сокровенность ( декабрь, 2000 г. перевод с польского)[1]:
" Есть ещё немного людей , которые могут испытывать такое уважение к достоинству безмолвного леса или величию высокого неба. Такое глубокое ощущение мощи и красоты природы является сутью бытия Сат-Ока, его образа мышления.
Поэтому так болит его сердце о сохранении Первозданной Природы - его колыбели и дома всех людей , и всех других живых тварей."
.
" Отчизна Сат-ока, в которой он провел детские и юношеские годы, - это девственная Чаща в Северной Канаде. Живя в одном из последних вольных племён, он узнал и запомнил древние трудовые навыки и обычаи , культуру индейцев, ставши их частью.
Сат-Ок был воспитан в духе полного согласия с окружающей природой. Уже маленьким мальчиком он должен был постигнуть суровые законы жизни в первозданной Чаще.
Она была его Домом и в полном смысле этого слова - Родиной. Его мир образовывал круг всех живых существ, населявших его землю, и был пронизан Духом Таинственного Существа - Великого и Неведомого.
Индейцы знали очень много об окружающей их природе, и отсюда возникало их огромное к ней уважение. Они понимали, что она их дом и они ее часть.
Сат-Ок рос в атмосфере легенд и верований, окруженный теплом родственных отношений, господствовавших во всем племени.
Как каждый Индеец Сат-Ок охотился с детства. Естественные извечные законы жизни и смерти управляли исконными жителями земель Северной Америки. Периоды обилия в природе перемежались голодными временами. Однако жизнь Сат-Ока в детстве и юности была гармонична: замечательные родители, любящие брат и сестра, круг верных друзей и сосуществование в согласии с первозданной, великолепной и нетронутой природой.
У индейцев не существовало понятия дома престарелых или детдома,не было проблемы нищеты и иных патологий, порожденных цивилизацией.
Реальным богатством человека у индейцев были мудрость, отвага, честь, благородство. Поделиться с ближним было бОльшим приобретением, чем обладание. Для человека "цивилизованного" такое кажется возможным только в баснях и сказках - а это было действительностью мира Сат-Ока.
Так же важным аспектом жизни Индейца было великое чувство вольности и свободы. При этом ответственность за родную землю была для индейцев способом естественного сосуществования с окружающим миром природы.
Цивилизованный человек, который опутан сетью политики, средств массовой информации, их стереотипов, служебной и финансовой зависимости лишён возможности это понять.
Огромное, неизмеримое и несказАнное Пространство, наполненное жизнью и разнородностью форм было фундаментом, на котором зиждилось чувство Свободы и Отождествления себя с окружающим первозданным миром природы."
" Старые деревья, дикие птицы, олени, серые медведи гризли - это также часть его Родины. Поэтому так болит его сердце, сердце Индейца-Странника, когда безвозвратно уничтожается Мать Земля. Ему тяжело жить, когда его отчизна находится за океаном, язык, познанный им в детстве, практически забыт, а его народ часто терпит попрание самых элементарных прав от так называемых белых "блюстителей закона"".
В основе верований индейцев было почитание Творческой Силы, Неведомого Творца, Великого Духа.
Очень образно и лаконично объяснил Сат-Ок суть понимания индейцами основ мироздания ( перевод с польского) [1]:
"Североамериканские индейцы веровали, что вся окружающая их природа пронизана таинственными силами, которые видимо проявляются через разные природные явления и процессы ( биологические, атмосферные, геологические). Это проявление жизни и деятельности Неведомой Творящей (Созидающей) Силы. Ее не выражали ( например, в произведениях пластики) в виде какой-либо ипостаси.
В разных индейских народах она почиталась под разными именами - как-то Kichee Manitoo, Wakonda, Wakantaka либо Orenda, а пререводилась как Великий Дух, или Добрый Дух, Творец, Давший Жизнь. Его домом является и Ему принадлежит небо и вся Земля.
Посланниками Великого Духа или передающими его волю являются, к примеру:
Северный Ветер, метели, гроза, Дух Гор, Дух Горных Водопадов, Дух Темноты, Дух Света и т.д."
.
(Примеч. слово "ангел" в переводе с древне-греческого ἄγγελος, ангелос означает «вестник, посланник», выражающий волю Бога)
Таким образом, Сат-Ок обобщил, выделил основу в религиозном мировоззрении индейцев Северной Америки - то , что их объединяло.
Это обобщение удивительным образом перекликается с представлениями, выраженными другим индейским автором, записанными за 400 лет до этого. Это записи Инки Гарсиласо де ла Вега , потомка Инков, написавшего подробную книгу об их истории, культуре, мировоззрении в конце 16 века[2].
Инки также почитали Единого Творца, которого они, по словам Инки Гарсиласо де ла Вега, прозревали сердцем и поклонялись его проявлениям в видимой природе и "которого они называли Пача-камак; это имя составлено из слова "пача", что означает "мир, вселенная", и из "камак", являющегося причастием настоящего времени от глагола "кама", означающего "оживлять", а этот глагол происходит от слова "кама", что означает "душа"; таким образом, Пача-камак означает: "Тот, Кто вселяет душу в мир, вселенную".
"Инки относились к Пача-камаку с бОльшим внутренним почтением, чем к Солнцу, ибо, как я говорил, не решались касаться устами его имени, а Солнце они называли на каждом шагу. На вопрос, кем был Пача-камак, они отвечали, что он был тем, кто дает жизнь вселенной и поддерживает ее, но они не знают его, потому что не видели его, и поэтому не возводят ему храмы, не приносят жертвы; однако они поклоняются ему в своем сердце (т. е. умственно) и считают его неизвестным Богом.[2]
Проявление этого Неведомого Бога, Вдыхающего Дух во Вселенную, Инки почитали в значительных явлениях природы. Эти поражающие чем-то проявления природы Инки называли уаками ( ваками).
Инка Гарсиласо де ла Вега объясняет, что уака — это не персонифицированное божество со своими функциями и своей волей, как у древних римлян. Это проявление чего-то особенного, вызывающего изумление и почтение.
Инка Гарсиласо де ла Вега
Об Инке Гарсиласо де ла Вега можно прочитать здесь http://the-inkas.narod2.ru/inka_garsilaso_de_la_vega
.
Инка Гарсиласо де ла Вега привёл конкретный пример такого почитания :
«Инки называли вакой гигантскую горную цепь Сьерра-Невада, которая идет вдоль всего Перу до пролива Магеллана, за ее длину и высоту; ибо она действительно вызывает огромное восхищение у тех, кто смотрит на нее с вниманием.
Высокие горные склоны этой цепи испанцы называли Апачиты ( от слова на кечуа «Апа-чекта»). По словам Гарсиласо де ла Вега, испанцы, не понимая значение слова «Апа-чекта», превратили эти горы в «богов» индейцев«Апа-чекта» — это причастие в дательном падеже, образованное при помощи суффикса -та от Апа-чекпа. То есть Апа-чекта означает - "Которому несут", без указания, кто и что заставляет нести.
«Апа-чекта» — это причастие в дательном падеже, образованное при помощи суффикса -та от Апа-чекпа. То есть Апа-чекта означает - "Которому несут", без указания, кто и что заставляет нести.
"... так, апа-чекта означает: мы благодарим и кое-что подносим тому, кто доставляет эти грузы, придавая нам силы и мощь, чтобы подниматься по столь крутым склонам; они говорили это, только лишь взобравшись на самую вершину склона, и поэтому испанские историки решили, [что Апачиты — имя собственное, которым индейцы называли вершины этих горных склонов]».
"Поднявшись на высокий склон, индейцы произносили слово Апа-чекта, которым благодарили Пачакамака за то, что он дал им силы преодолеть подъем. А испанцы думали, что они произносят имя идола и поклоняются ему как хозяину этих мест, проводя аналогии с древнеримской религией."
«Индейцы понимали, что они должны отблагодарить и преподнести какое-нибудь подношение Пача-камаку, неведомому Богу, которому они поклонялись мысленно, за оказанную им помощь в той работе. И тогда они, поднявшиись на склон горы и освободившиись от груза, обращали свой взор к небу и опускали его к земле, исовершая те самые проявления поклонения, связанные с произношением имени Пача-камака, о которых мы говорили раньше; они повторяли два-три раза Апа-чекта в дательном падеже, а в качестве подношений, дернув себя за брови, и вне зависимости от того, вырвали они или не вырвали хотя бы один волосок [из бровей], они сдували его в сторону неба и кидали траву, называвшуюся кука, либо [подобранную соломинку, либо какой-нибудь] камень или горсть земли."
( подробнее здесь http://the-inkas.narod2.ru/o_religii_inkov/ )
Исследователь А.Ващенко отмечает, что у индейцев разных племён существовало понимание единой таинственной животворной Силы, присущей живой и неживой природе.[3]
Так, у племён группы сиу она называлась ВакАн, Ваконда или ТАнка ( возможный перевод "великая тайна") [5]; у черноногих - Несару, у алгонкинов, к которым принадлежали шауни, - Маниту, у ирокезских племён - Оренда). Но эта животворная таинственная Сила не носила персонифицированный характер в полном смысле этого слова. По представлениям сиу, Вакан придает равноценность, равнозначность всем предметам, так как эта духовная сила порождает их формы и наполняет их. С этим связано и отношение индейцев к окружающей природе.[3]
Чтобы сделать изложенные выше сухие научные понятия более образными и понятными, приведем слова величайшего врача хирурга, сделавшего впервые в мире пересадку почек, автора всемирно известной настольной книги хирургов "Гнойная хирургия" архиепископа Луки Войно-Ясенецкого, причисленного в 2000 году Русской православной церковью к лику святых. Он писал [4] :
"Надо призадуматься над глубиной слов многострадального Иова: "От духа Его - великолепие неба".
Велико и глубоко важно соотношение между духом и формой. В материальных формах ярко отражается дух, присущий материи. И больше того, дух творит формы."
.
"Духом грандиозной силы и мощи проникнуты окутанные мрачными туманами массивы гор и скал, гонимые ураганом громады волн и океана, штурмующие прибрежные скалы. Дух вечности и беспредельности изливается в души наши от мириад звезд ночного небе. Такую радость и покой навевают нежные краски зари и озаренные лунным светом поля и озёра. Высшую ценность нравстсвенной красоты и мерзость безобразия являет природа в кротких и чистых глазах добрых людей , в отталкивающем виде злодеев и бесчестных.
.
И если так очевидно, что в этих формах нравственной красоты и безобразия мы реально воспринимаем излучение духа красоты и духа злобы, волнующие сердца наши, то не вправе ли мы сказать, что в основе тех глубоких духовных восприятий, которые получаем мы от красоты и безобразия форм неорганической природы, лежат подобные же воздействия на нас духовной энергии , присущей всей природе?
.
Неважно, что материя аморфная ("бесформенная" - от греч. морфе - "форма") совсем не производит на нас такого впечатления духовного порядка, важно то , что ДУХ связан с формой.
.
Мы говорим, что Дух направляет развитие тел человеческих в соответствующих себе формах. Теперь скажем, что не без творческого воздействия духа созидаются и формы неорганической природы, все формы мироздания. В том глубоком духовном, даже моральном воздействии, которое производят на нас овеянные духовной энергией красоты природы, надо видеть цель и значение красоты. Если бы мироздание было тем, чем представляется материалистам, то не было бы в нём красоты форм, созидаемой духом."
.
.
Архиепископ Крымский и Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий), великий врач хирург
Огромное достоинство Сат-Ока как писателя заключается еще и в том, что он сумел необыкновенно точно и образно передать загадочную и интуитивную связь индейца с окружающим миром первозданной природы, его мироощущение:
" Мы никогда не убивали без надобности. Индеец имеет право охотиться лишь тогда, когда ему угрожает голод. Нельзя также выходить на охоту, если накануне приснился плохой сон или если шаман запрещает охотиться. Ведь в чаще тоже есть враги - злые духи или зловредные маленькие лесные душки, которые сбивают с дороги, заводят в болота топи.
Поэтому, когда нам приходилось провести ночь в чаще, мы не боялись ни зверей, ни грозы, ни ветра, ни темноты. Но стоило нам услышать какой-то непонятный звук, чтобы ночь сразу превратилась в ад, и не только для маленьких мальчиков. Мы сбивались в кучку воруг костра , дрожа от страха: нам казалось, что мы видим во тьме враждебных людям , деревьям и животным злых духов, слуг Канаги: скелеты без голов, бегущих оленей с выеденными внутренностями, сидящую не спине оленя слепую рысь с плачущим ребенком в зубах.
Были такие минуты, когда нам казалось, что призраки кружатся вокруг нас в бешенном танце, что каждый видит их своими глазами и уже ничто не может нас спасти. Ночь проходила без сна, а на рассвете мы покидали страшное место, чтобы никогда больше сюда не возвращаться." ("Земля Солёных Скал", глава 4)
.
Чтобы обрести силу и мужество в борьбе с враждебными стихиями индейцы обращаются за помощью к Великому Духу.
Маниту, Маниту,
Маниту,
Я слабый, Ты сильный,
Я покорен тебе.
Маниту,
Приди мне на помощь.
( из военных песен индейцев)
Из другой индейской военной песни ("Земля Солёных Скал", глава XI):
Маниту! Дух с великим сердцем,
Ты владеешь всем миром -
Направь же мою руку
Четыре Стороны Света
Важно отметить то общее, что объединяло индейцев Северной, Центральной и Южной Америки в их понимании мироздания и его законов - это прежде всего основополагающее представление о четырех сторонах света.
"Широкое распространение получило представление о четырёх сторонах света, четырёх стихиях (земля, огонь, ветер, вода), соотносящихся с символикой цвета и различными предметами и явлениями природы. Совокупность четырёх сторон света является символом завершённости и единства мира, он тесно связан с идеей цикличности всего окружающего," - заключает А.Ващенко. [3]
Крест - равноконечный крест, соответствующий по форме греческому кресту, - важный элемент в орнаменте большинства индейских народов.
греческий православный крест
В истории человечества он несет очень глубокую смысловую нагрузку. Как космогонический символ, равноконечный крест символизирует собой гармоничное, уравновешенное, созерцательное мировосприятие в противоположность преобразовательному, деятельному, мятежному.( Подробнее о символике креста, в том числе, у индейцев Северной и Южной Америки можно прочитать здесь: http://the-inkas.narod2.ru/o_religii_inkov)
Вождь сиу Бесплотный
Империя Инков так и называлась - Тауантинсуйу - что в переводе с кечуа означает " Четыре Стороны Света", настолько это понятие было важным и основополагающим для индейцев.