…я даже три знаменитых всадника из селения Молодых Волков." О поразительном умении ездить верхом и понимать язык лошади говорили боевые товарищи Сат-Ока. Рихард Войциховски особенно отмечал, что Сат-Ок был не просто великолепным наездником. Он в совершенстве знал психологию лошади и понимал ее , как бы изнутри. Этого умения не было ни у кого другого из них. Другой его товарищ Богдан Маевски говорил, что Сат-Ок был бесподобным наездником и смотрелся с лошадью, как одно целое. По его словам, ездить в седле или без седла не имело никакого значения для Сат-Ока. Сам Сат-Ок говорил своим товарищам в ответ на их восхищение, что научился ездить верхом раньше, чем ходить. Вообще личность Сат-Ока вызывала огромное восхищение у тех, кто с ним втречался. "До сегодняшнего дня в глазах его товарищей партизан светится любовь и благоговение и уважение, когда они расказывают о человеке, которого они знали как Козака ( прозвище, данное Сат-Оку в отряде - каждый участник имел свое прозвище) и как он вел их в те дни смерти и славы в лесах страны, находящейся далеко от его родины", - пишет о Сат-Оке известный американский публицист Стивен Глантц. Сат-Ок облегчал страдания своих однополчан, так как умел лечить, используя то, что давал ему лес, пишет Ст. Глантц. С какой любовью о нем говорят его молодые ученики, индеанисты, которых он научил обрабатывать шкуры, делать из них одежду, собирать типи, делать лук и стрелы и правильно с ними обращаться и многому другому,необходимому в нелегкой жизни в лесу, требующей недюжей сноровки и опыта, приобретенного ни одним поколением. Когда Сат-Ок умер, его гроб был покрыт флагом Армии Крайовой, на нем лежал индейский султан из перьев, а отпевание проводил польский священник. Его могила в Гданьске. Так Сат-Ок описывал , как его отец отавал дань уважения телам индейских воинов, ушедшим Дорогой Солнца: "Отец, подойдя к краю ущелья, поднял руки и , повернувшись лицом к мёртвым, начал петь единственную песню, какую когда-либо слышало это ущелье, песню, которая поётся только здесь, у подножия Кенскета:. Пусть опустится тьма и окружит нас, Пусть блеск солнца не слепит наших глаз, Пусть смолкнут голоса живого мира, Ибо наши души жаждут покоя. Пусть опустится тьма и войдёт в наши сердца, Пусть заслонит от нас селения, реки, озёра, Мы жаждем вечного покоя, Мы жаждем вечного покоя. Веди нас, Великий Дух, В свою Страну Безмолвия . . Мы жаждем вечного покоя, Мы жаждем вечного покоя.". Язык шауни (шони). История.. Лингвисты относят шауни к центральным алгонкинским диалектам. Если некоторым индейским языкам повезло больше - они всё-таки до сих пор являются живыми и даже преподаются в школах в резервациях, как, например,сиуанские ирокезские языки ,то с языком шауни дело обстоит гораздо хуже. Язык вымирает. Он не развивается , и на нем практически уже не говорят: ещё осталось 200 носителей этого языка, но это число стремительно уменьшается.. Следует отметить, что язык, представленный на сайтах современной резервации шауни сильно отличается от языка, на котором говорили шауни во времена Текумсе два века назад в период своего свободного существования. Это вполне естественно. Даже при более благоприятных исторических условиях язык, не имеющий письменных памятников, базирующийся , главным образом, на устной традиции, претерпевает достаточно сильные изменения и влияния в зависимости от контактов и времени. . К примеру, большие изменения претерпевал и претерпевает до сих пор язык чероки или могавков - могаукский язык - ( даже в фонетике - прибавляются и меняются звуки, меняются слова, грамматика ). Сейчас на него влияет современный разговорный американсикий вариант английского языка. В могаукском языке происходили изменения на протяжении времени и в зависимости от области проживания. Хотя в отличие от практическии вымершего языка шони(шауни) , этот язык живой и даже преподается; и то в нем нет единства. (Или более близкий пример : родственный русскому языку - украинский. Несмотря на существование большого числа письменных литературных памятников и единых средств массовой информации, а также единых норм орфографи и грамматики , этот язык до сих пор имеет огромное число диалектов, довольно сильно отличающихся друг от друга.). К тому же, ещё 200-300 лет назад шауни уже имели определенные диалектные различия, так как существовали разные группы , являвшиеся шауни, разделенные занчительными расстояниям окруженные другими племенами ( см. выше).. После поражения в 1813 году у шауни началось полное смятение. Как уже отмечалось, отдельные племенные группы, чтобы не попасть в резервацию, мигрировали и присоединялись к другим племенным союзам - к таким, как апачи, сиу и т.д. Тесные контакты с чероки. ирокезами, а позднее сиу не могли не отразиться на языке и быте этих групп шауни.. Поэтому считать язык шауни в резервации единственной верным "литературным" языком шауни было бы в корне неверно. Тем более, что он отличается от языка , на котором говорил Текумсе. И сейчас представляется невозможным перевести многие имена современников Текумсе, так как языки отличаются. Перевод имен обеих жен Текумсе так и остается загадкой для лингвистов :Pucksinwah - отецMethoataske - матьMohnetohse---- первая жена Текумсе, которая была отослана назад к родителям за то, что она не заботилась должным образом об ихMahyawwekawpawe---первый сын ТекумсеMamate---- вторая жена Текумсе В современном шауни звука "р" нет. Во времена Текумсе использовались слова с буквой "р"Wehyahpihreshnwah ( Синяя куртка) - имя, которое дали шауни принятому в племя европескому юноши в 1771 годуLoyparcowah - один из вариантов произнесения имени деда Текумсе и т.д. К сожалению, из-за отсутствия достаточных сведений и источников картина развития языка шони( шауни) и всех его диалектов скорее всего так не будет восстановлена во всем ее разнообразии. Поэтому использовать язык современного сайта резервации шауни(шони) в качестве образца для сравнения в корне неверно.*************************************************************************ЛитератураVoegelin, Carl F. . Shawnee Stems and the Jacob P. Dunn Miami Dictionary. Indiana Historical Society Prehistory Research Series 1938-40 .Клан Совы К сожалению, можно встретить неверное утверждение, что у шауни никогда не было тотемных разделений на кланы, связанных с животными, что якобы вместо этого у них были "именные группы". В основательном научном труде, описывающем все известные европейцам названия и передвижения племен по территории США (Handbook of American Indians North of Mexico, In Four Parts автора Frederick Webb Hodge) Ф.Ходж на странице 536 пишет, что у шауни было 13 кланов, каждый из которых был посвящен определенному зверю или птице. Ф.Ходж приводит транскрипции этих названий. У шауни, согласно Ф.Ходжу, были кланы волка, сарыча, медведя, полярной гагары (!) (loon), пантеры, СОВЫ, индюка, оленя, енота, черепахи, змеи, лошади, кролика. Эти сведения содержатся у других этнографов, в частности Моргана. Раньше черепаха, по словам этих исследователей, занимала важное место в мифологических традициях шауни. Но несмотря на это, на конференции 1793 года шауни поставили свою подпись в виде тотемного изображения змеи. Так что деление на тотемные кланы было, и был клан Совы! Вопрос о быте, использовании лошадей и огнестрельного оружия в племени Сат-Ока Иногда можно встретить несколько абсурдный вопрос, почему шауни во времена Текумсе использовали огнестрельное оружие, а в племени Сат-Ока практически обходились без него. Во-первых, шауни во времена войны за независимость находилсь на легальном положении, были союзниками англичан , обеспечивавших их оружием, и так далее. Позже после поражения, стремясь избежать насильственного поселения в резервацию, часть шауни ушла дальше. Иметь огнестрельное оружие и пользоваться им - это значит постоянно пополнять запас патронов. Для этого необходимы налаженные связи с факториями, что было совершенно невозможно после разгрома Текумсе в 1813 году. Это привело бы в конечном итоге к заключению в резервацию пытавшемуся вести скрытный образ жизни племени Сат-Ока. Еще один факт, который игнорируют, когда говорят об автобиографических произведениях Сат-Ока. Он писал свою книгу в 50-ые годы , когда его племя могло еще оставаться свободным. Поэтому естественно , что Сат-Ок, опытный разведчик, успешно провоевавший в польских лесах во время Второй мировой войны, очень осторожно писал о своем родном племени, его месторасположении, численности, связях и , наконец, вооружении, чтобы своим повествованием не нанести вред своим родным, все еще находящимся на северо-западе Канады. Ведь формальной причиной ареста матери Сат-Ока немецкими оккупантами стали два охотничьих ружья, находившихся у нее без разрешения. Их она купила для своего мужа и старшего сына Танто накануне предполагаемого отъезда на родину в Канаду, который так и не состоялся. Об использовании лошадей. Некоторые находили это странным и вообще несвойственным для индейских племен, исконно обитавших на северо-западе Канады. Причем тут вопрос о том, что во времена Текумсе шауни вовсю использовали лошадей, почему-то не возникал. А лошади , в отличие от патронов, размножаются сами. Но не следует забывать, что племя Сат-Ока пришло на северо-западные территори Канады с юга и заимствовало много бытовых привычек у племен, с которыми они во время этого передвижения контактировали. В книге Сат-Ока описывается на какие большие расстояния (в том числе, и южнее, ближе к прериям) перемещалось его родное племя в зависимости от сезона и других факторов. Для этого надо внимательнее прочитать его книги , о чем немного позже. Прежде хотелось бы привести цитату из предысловия к первому изданию автобиографической повести Сат-ока "Земля Соленых Скал". Вот что пишет С.Преображенский в журнале "Юность" №11, 1960 г.: "После подавления в первой половине XIX века освободительного движения индейских народов, в котором большую роль играл знаменитый Текумсе ( упоминаемый в книге Сат-Ока), остатки племен были оттеснены за Миссисипи, а впоследствии насильно поселены на северо-востоке Оклахомы (США). В середине прошлого столетия небольшая часть предков Сат-Ока, не выдержав притеснений колонизаторов, ушли в сторону Канады и в конце концов поселилась в районе реки Макензи и Большого Медвежьего Озера ("...наше племя пришло к этой реке, чтобы жить спокойно, - говорит Высокй Орёл). Живя здесь, по соседству с другими племенами, они испытали известное влияние этих племен; в частности, степных коневодов и охотников на бизонов. Там же они столкнулись с другими индейскими племенами, расселившимися в этих местах в более ранние времена. Некоторая архаичность и даже примитивизм описываемого быта современных индейцев, и в особенности вооружения племени Высокого Орла, становятся более понятными, если учесть, что это племя поныне живет оторвано от внешннего мира, не пользуясь услугами факторий и компаний Гудзонова Залива." С.Преображенский, журнал "Юность" №11,1960г. " Если бы орёл поднял тебя высоко над страной Толанди, что лежит на юг от реки Маккензи, Большого Медвежьего озера и большой излучины Юкона, - запад заслонили бы от тебя высокие хребты Скалистых гор, а на юге перед твоим взором раскрылись бы горизонты широких прерий. Эти прерии - дорога бизонов. Она тянется от канадских провинций Альберта и Саскачеван через обе Дакоты, Небраску, Оклахому до каменистого Техаса," - так описывает Сат-Ок землю, по которой перемещалось его племя. Ведя скрытный от правительственных контролирующих органов образ жизни, племя Сат-Ока поддерживало связи с другими племенами, которые нередко до этого были даже враждебными. Но теперь распри были забыты , чтобы выжить, индейцы разных племен предупреждали друг друга об опасности, собирались на больше праздники и т.д. "Перед вечером ( накануне праздника посвящения в воины) к берегу озера начали причаливать маленькие и большие каноэ. Воины молча вытягивали на песчаный берег лёгкие березовые челны, женщины ставили типи из шкур. С другой стороны доносился конский топот. Это прибывали всадники с равнин. Они тоже быстро и молча ставили свои шатры." Далее Сат-Ок упоминает разные племена, в том числе и сивашей, живших севернее, в местах, которые описывал Джэк Лондон в своих книгах.( Писатель встречался там с сивашами. Он описал их в рассказе "Как вешали Калтуса Джорджа".) "...а также воины сивашей, которые, как и мы , не хотели служить белым и присоединились к нашему племени. Ростом они были ниже наших мужчин, скулы у них сильно выдавались, на верхней губе виднелись реденькие усы. Вместо головных уборов с султанами из перьев они носили большие шапки из лисьих шкур с лисьми хвостами по обе стороны лица. Мы принимали их как братьев, хотя когда-то, как говорил Овасес, наш военный клич не раз нарушал спокойный сон сивашей." На протяжении повествования племя перемещается на значительные расстояния. Так, лагерь Молодых Волков находился севернее на расстоянии нескольких дней пути от основного селения, расположившегося на берегу одного из озер. Позже,скрываясь от правительственных войск , племя Сат-Ока уходит к Скалистым горам. В том, что Сат-Ок с детства прошел необычную для жителя Старого Света школу езды верхом и обращения с лошадьми, не сомневались его боевые товарищи, участники Второй мировой войны. По их свидетльству, они, сами считавшие себя "жителями леса" и хорошими наездниками, не могли сравниться с ним в умениии ездить верхом, и, главное, в понимании психологии лошади как бы изнутри. Сат-Ок удивлял своих однополчан тем, как он общался с этим животным. Сат-Оку было все равно скакать в седле или без, чем он поражал своих товарищей. На лошади он сидел , как влитой и был очень выносливым наездником. Эти навыки он приобрел еще в детстве, воспитываясь в родном племени. Говоря о быте в своей автобиографической повести, Сат-Ок всегда обращает внимание, где располагалось стойбище лошадей, его опытный глаз всегда отмечал, какая трава встречалась им на привалах и т.д. " Наш караван двигался между скалами, становившимися все выше. Солнце миновало зенит, вскоре мы вышли на небольшую поляну, усеянную камнями, покрытую пожелтевшей травой. Старики, возглавлявшие поход, остановились, чтобы разбить лагерь...Привал был недолгим. ...Караван готовился к дальнейшему походу, и мы нашли Овасеса около лошадей. Старый воин осматривал кожу, которой были обвязаны копыта лошадей во время их тяжелого пути по каменистой местности." И вот еще один отрывок о лошадях. Описывается период засухи: " Мы направились в сторону леса, где в тени на остатках высохшей травы паслись наши кони... ....Мы старались сохранить их любой ценой, так как без коней наше преследуемое племя было почти беспомощным. И не только поэтому. Для моих соплеменников, шеванезов, мустанг - не просто конь. Это прежде всего друг и брат, с которым делишь тяготы дальних дорог в холод и зной, в дождь и снег.". Лингвистика. Язык автобиографических повестей Сат-Ока и язык шауни . На некоторых форумах можно встретить мнение, что слова и выражения, которые Сат-Ок употреблял на языке своего племени в своих автобиографических повестях, не имеют никакого отношения к языку шауни. Но в основе этих утверждений лежит грубейшая методологическая ошибка .Вопрос первый - что считать "настоящим образцом" языка шауни. Так как в качестве источника в таком случае берутся сайты современной резервации шауни.
Например, некоторые любители от индеаниситики утверждали, что слово"моквэ", употреблявшееся Сат-Оком в значении "медведь", принадлежало к языкам других племен алгонкинской группы, но только не шауни. В качестве ссылки использовался современный сайт резервации шауни( который к тому же потом благополучно исчез). Так ли это? . Конечно, очень трудно восстанавливать язык, который практически вымер, да еще все его диалекты и говоры, когда отсутствуют письменные памятники. А этнографические записи энтузиастов, к сожалению, тоже не могут представить до конца полной картины - слишком в неблагоприятных условиях они составлялись, да и истреблению индейской культуры уделялось тогда больше внимания вообще, чем ее изучению. . Но в случае со словом "мо-квэ" нам повезло. Так, в вышеупомянутой книге Ф.Ходжа (Handbook of American Indians North of Mexico, In Four Parts. Frederick Webb Hodge) на 536 странице перечисляются основные кланы шауни и транскрипция их имен на языке шауни. Помимо прочих у шауни был клан медведя.У Ходжа записана транскрипция слова "медведь" на шауни - m'-kwae (м-квэ) - МЕДВЕДЬ !!! . Так что этот пример показывает , как при неправильном использовании источников можно сделать скоропалительные выводы о якобы несоответствии слов, употребляемых Сат-Оком, языку шауни, являющиеся в корне неверными. К тому же нужно представлять, что язык шауни - это не немецкий и не французский с практически единым словарем и грамматикой , преподающейся в школе всем одинаково ( и то - до сих пор масса диалектных различий!) В случае с языками кочевых народов, не имеющих письменности, ситуация совсем иная. Чтобы это понять, нужно проследить историю перемещений и контаков шауни во времени и пространстве.
. О побеге Станиславы Суплатович в Канаду Современному человеку, привыкшему к благам цивилизации и комфорту, теперь трудно представить, как люди жили более ста лет назад без электричества, автомобилей и многого другого. Да, было время... И то, что не являлось чем-то необычным тогда, кажется невероятным сегодня. Например, немалое число людей в Российской Империи отправлялось в длительный и полный опасностей поход пешком в Иерусалим, при чем даже из северных губерний. До сих пор некоторые семьи хранят память о своих прадедах- паломниках. Такие паломничества не являлись уделом избранных и особенно выносливых и были по силам обычным гражданам, включая крестьян. Побег из сибирских ссылок в сопредельные государства были также нередки. В истории Станиславы Суплатович нет прецедента. Достаточно вспомнить хорошо известную многим историческую личность - Марусю Никифорову ( Марию Григорьевну Никифорову), соратницу батьки Махно. Одним из ярких фактов ее биографии является побег в Америку из ссылки через Японию.Это был один из известных маршрутов, как говорится в ее биографии. И она была далеко не первой осужденной , сбежавшей на американский континент. Хотя современному обывателю это кажется фантастическим и невероятным, чтобы женщина смогла благополучно преодолеть такие расстояния. Но Марусе Никифоровой, как и другим арестантам, это удалось. Сат-Ок не говорил о подробностях побега в Канаду Станиславы Суплатович, он не был их свидетелем. Многие детали этого события - это , конечно же, плод воображения журналистов, художественно описавших биографию Сат-Ока. Но для того времени подобные переходы были нередким явлением.*****************************************************Литература Чоп В.М. «Маруся Никифорова». — Запорожье: РА “Тандем-У”, 1998 . . Описание природы у Сат-Oка В русскоязычном интернете можно встретить указания на якобы существующие принципиальные неточности в описании природы Большого Медвежьего Озера у Сат-Ока. Разберем некоторые из них - как бы нелепы и безграмотны они не были. Так некоторые пишут, что в описываемом Сат-Оком регионе чащи нет. Есть только разреженный лес. Расстояние между деревьями чуть ли не 20 - 50 м. И так везде - на указанных Сат-оком реках и на всем побережии Большого Медвежьего Озера. Это абсолютная неправда. Вот фотография чащи на Большом Медвежьем Озере ( ссылка на сайт "О Великих Озерах Мира. Большое Медвежье Озеро там под номером 10)
Там якобы нет мха, травы и сосен. Тоже неправда. Вот фотография - скалы и сосны Большого Медвежьего Озера. Это те одинокие скалы, о которых писал Сат-Ок, напоминающие застывшие фигуры, и на них растут сосны.
Еще одно утверждение. На Большом Медвежьем Озере нет лиственных деревьев. Да, такое утверждение возможно встретить только в русскоязычном интернете. Мало кто из соотечественников бывал в канадской провинции Северо-Западные Территории, что севернее провинции Альберта, где и находится Большое Медвежье Озеро. Природа там разнообразная. В том числе растут и лиственные деревья. Вот фотография с канадского сайта, рекламирующего коттеджи на берегу Большого Медвежьего Озера в канадской провинции Северо-Западные Территории. Комментарии излишни. На этом канадском сайте можно посмотреть другие фотографии с видами на Большое Медвежье Озеро. Страница так и озаглавлена "Уединение Большого Медвежьего Озера"...
|