ВЫДАЮЩИЙСЯ ХРОНИСТ БЛАС ВАЛЕРА (1545 - 1597 гг.)

  

       До последнего времени имя Бласа Валера нечасто упоминали при перечислении наиболее известных хронистов, писавших об Империи Инков. Но последние исследования показывают, что именно Блас Валера был одним из наиболее компетентых и авторитетных хронистов, изучавших историю Перу. Никто из известных авторов хроник XV-XVI веков не мог даже сравниться с Бласом Валера по уровню знания языков и обычаев, а также по объему собранной им, ценной информации об Империи Инков.

 

 

 

     Этого исследователя очень высоко ценил Инка Гарсиласо де ла Вега и много его цитировал. Вслед за Инкой Гарсиласо де ла Вега многие другие историки признавали Бласа Валера одним из самых значительных и заслуживающих доверия хронистов. Трагедия этого величайшего  исследователя заключалась в том, что при  жизни его труды были запрещены иезуитами к изданию, так как он старался объективно и полно отразить историю Инков в своих работах вопреки официальной колониальной цензуре, запрещавшей публиковать многие сведения, которые положительно характеризовали правление Инков. Многие авторы, главным образом, из ордена иезуитов , использовали его труды в своих  хрониках, не упоминая его.

  

      Блас Валера был, по определению иезуитов, "метисом, который чувствовал себя индейцем". Матерью этого выдающегося исследователя была индеанка Урпай, госпожа Франсиса Перес в крещении. Она принадлежала к знатному инкскому роду и , предположительно , была принцессой при дворе правителя Атауальпы. Урпай была дочерью знатного Инки Ильяванка и, возможно, родственницей кураки (князя) по имени Тупак Римачи, управлявшего Кайо.

 

       Но в период конкисты ее судьба сложилась трагически. Она стала военной добычей. По упоминанию Инки Гарсиласо де ла Вега и другим источникам, отцом Бласа Валера на самом деле был Алонсо Валера, который обесчестил знатную индеанку Урпай, а впоследствии убил ее. Официально Блас Валера считался незаконорожденым сыном испанского капитана Луиса Валера, брата Алонсо.

  

 

     Потомок знатного инкского рода по материнской линии, Блас Валера был удивительной личностью, сплотившей вокруг себя многих единомышленников, причем не только индейского происхождения. Ему доверяли многие представители инкской элиты и передавали свои знания. От амаутов Блас Валера научился читать кипу ( род узелкового письма) и частично токапу ( тексты, записанные знаками-идеограммами). Чрезвычайно талантливый и одаренный от природы, он с детства говорил на двух языках - кечуа и испанском. Затем он много учился и освоил многие местные языки. В знании этих языков ему не было равных.

 

       Исследователи отмечают необыкновенно элегантный и ясный язык, которым Блас Валера писал свои работы. Он писал на латыни и кечуа - и никогда на испанском. Это его отличительная черта, как ученого. Главная ценность трудов Бласа Валера заключалась в том, что, по свидетельствам современников, его отличал строгий критический подход.В отличие от большинства испанских хронистов он принимал во внимание только события, подтвержденные неопровержимыми сведениями. Такой стиль работы придавал большой авторитет работам Бласа Валера в глазах историков. 

 

       К счастью, часть трудов Бласа Валера дошли до нас в фрагментах. Так,  священник Педро Малдонадо передал Инке Гарсиласо де ла Вега часть рукописей Бласа Валера по истории Инков, которые Инка Гарсиласо де ла Вега с большим почтением цитирует в своей фундаментальной истории государства Инков. Итальянский миссионер Джованни Анелло Олива цитирует cловарь Бласа Валера с комментариями по истории Инков. Но многие работы Бласа Валера были использованы иезуитами, как уже отмечалось, без упоминания его имени и , что самое печальное, с такими искажениями по идеологическим соображениям, с которыми бы Блас Валера никогда бы не согласился.

 

        Много путешествуя по бывшей территории Тауантинсуйу, Блас Валера вел активную христианско-просветительскую деятельность среди своего народа. Он перевел на кечуа и аймара катехизис, проповедывал Евангелие, совершал общинные молитвы среди местного населения и многое другое. 

 

       В своих трудах Блас Валера делает акцент на следующих пунктах.

 

       Изучив историю создания Империи Инков, он приходит к выводу, что правители Инков были справедливые и мудрые правители, а общество строилось на разумных и нравственных законах.

 

       Инки подошли к истинному пониманию Единого Бога. Он увидел много общего между религией Инков и христианством. Но Блас Валера видел сходство не в казуистических деталях, как большинство европейских миссионеров, которые, к примеру, на полном серьезе полагали, что Виракоча - это апостол Варфоломей, а Ильяпа - пророк Илья. Нет, Блас Валера видел прежде всего сходство в морально-нравственых законах Инков.

 

        Блас Валера опровергал утверждение некоторых испанских хронистов, что у Инков якобы были человеческие жертвоприношения, как клеветнические.

 

       «Отец Блас Валера, говоря о древности Перу и о жертвоприношениях, которые Инки приносили Солнцу, признавая в нем отца, говорит следующие слова, воспроизводимые дословно: «В честь Солнца его наследники совершали великие жертвоприношения, [закалывая] лам и других животных, но никогда не людей, как неправильно утверждали Поло и те, кто следовал ему»», - пишет Инка Гарсиласо де ла Вега в книге первой своих Комментариев (Истории Государства Инков).

 

        Путешествуя и опрашивая еще живых свидетелей, Блас Валера приходит к иной оценке Сапа Инки Атауальпы, чем та, которую давали ему традиционно испанские хронисты. Блас Валера очень высоко оценил его как правителя. Исследовав  достойное поведение Атауальпы в плену и обстоятельства принятия им христианства, Блас Валера считал его выдающимся деятелем и настоящим искренним христианином, принявшим незаслуженную мученическую смерть за свой народ.

 

      Но, к сожалению, те факты и обстоятельства, связанные с Сапа Инкой Атауальпой, которые удалось обнаружить Бласу Валера, оказались по большей части утраченными. О мнении Бласа Валера и его расследовании стало известно из работ итальянского иезуита А.Олива, писавшего о правлении Инков. Работы этого миссионера, основаннные во многом на трудах Бласа Валера, стали известны лишь недавно.

 

       Блас Валера пишет о том, что у Инков была полноценная письменность - факт, который тщательно скрывали испанские хронисты. Предполагается современными исследователями, что цензура запрещала об этом упоминать. В противном случае пришлось бы иметь дело с Инквизицией.

 

       Ордену иезуитов, членом которого был Блас Валера, а также колониальному правительству Перу была неугодна деятельность Бласа Валера. Блас Валера претерпел жестокие гонения со стороны инквизиции и ордена иезуитов. Его обвинили в ереси. Но так как доказательств было недостаточно, был составлен донос о якобы нарушении им обета целомудрия. Очевидно, что женщина, на которую ссылались руководители ордена, была подослана специально, чтобы обвинить Бласа Валера. Потом она раскаялась в этом. Друзья Бласа Валера и он сам отвергали все обвинения, называя их ложными и возведенными с целью дискредитациии Бласа Валера.

 

       Вот, что писал по этому поводу один из соратников бласа Валера: "...она послала за тем Отцом, и слёзно на коленях просила у него прощения, сознаваясь, что то была ложь, заявленная ею о нем (Бласе Валера) и обесчестившая его и что за то Бог карает её.»

 

       Несмотря на это, пока длилось разбирательство, Блас Валера был помещен в подземную камеру. Там с ним очень жестоко обращались, ограничив его в пище и сне.Его подвергали изнурительным наказаниям "для умерщвления плоти". В результате здоровье Бласа Валера было основательно подорвано. Но иезуиты не казнили Бласа Валера, так как он был им очень нужен для получения ценной информации и из-за его глубоких познаний в области местных языков.

 

       Блас Валера писал: « Отец Аквавива захотел вменить мне это в вину, чтобы меня изгнали, как общественного врага, заслужившего чуть ли не смертной казни. Это из-за того, что метиса может возненавидеть белый проповедник, не доверявший нам, ... но он не вспоминает о тех, кто в Старом Свете был сторонником Содома и Гоморры.»

 

      Однако дух Бласа Валера не был сломлен. Он настаивал на своей полной невиновности и после того, как генерал ордена иезуитов Аквавива отправил его для дальнейших разбирательств в Испанию, продолжал дальнейшее изучению наследия Инков.

 

      Имя Бласа Валера привлекло особый интерес исследователей после обнаружения в 80-ые гг. ХХ века документов Миччинелли, состоящих из нескольких рукописей, часть которых приписывается Бласу Валера. Эти документы ставят много вопросов, касающихся биографии Бласа Валера. В частности, согласно им  ,  а также согласно замечанию Джованни Антонелло Олива, получается, что Блас Валера умер позже официально указанной даты. С другой стороны, в приписываемых Бласу Валера рукописях есть много несоответствий. Наиболее убедительной выглядит версия перуанских ученых, которые предполагают, что эти документы были написаны не самим Бласом Валера, а теми, кто его знал уже после смерти Валера. Причем, в них содержатся как сведения, имеющие отношение к Бласу Валера, так   и информация, составленная иезуитами  не имеющая отношения к Валера.

 

      Но несмотря на все гонения, воздвигнутые против бласа Валера, его труды и идеи дошли до последующих поколений во многом благодаря единомышленникам Бласа Валера.

******************************************************

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Hyland, Sabine. The Jesuit & the Incas: The Extraordinary Life of Padre Blas Valera, S.J. (The University of Michigan Press: Ann Arbor, Michigan) 2003

2. Exsul immeritus Blas Valera populo suo e historia et rudimenta linguae piruanorum/ A cura di L.Laurencich Minelli.Bologna,2007

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz