… С одной стороны, некоторые испанские хронисты писали о якобы наличии человеческих жертв у инков. Но, как писал, к примеру, испанец Сьеса де Леон, европейские завоеватели Империи Инков сильно преувеличивали этот вопрос, пытаясь тем самым оправдать те жестокости и разрушения, которые они сами принесли некогда процветавшему государству инков. Однако один из самых компетентных и авторитетных хронистов XVI века Блас Валера отрицал существование человеческих жертвоприношений у Инков: С другой стороны, у тех же испанских хронистов, особенно из миссионеров, мы можем прочитать о том, что индейцы возмущались и боялись европейских завоевателей, так как те, по их мнению, не считали местное население за людей..Приводились страшные упоминания о том, что якобы некоторые из европейских завоевателей были настолько жестоки, что убивали индейцев, чтобы использовать их тела в утилитарных целях, в частности для приготовления медицинских снадобий. Сам хронист, писавший об этом, не верил в такой ужас и считал это суеверными выдумками самих индейцев.Однако сохранились и другие свидетельства.Дэвид Стэннард приводит цитату из письма одного испанца, переселившегося в Новый Свет:"Когда я вернулся из Картахены, я встретил португальца по имени Рохе Мартин. На крыльце его дома висели части разрубленных индейцев для кормежки его собак, как будто они были дикими зверьми..."(David Stannard. American Holocaust:The Conquest of the New World. Oxford University Press,1993)На этой печально знаменитой старинной гравюре XVI века изображен испанец, который кормит своих собак индейскими детьми.В.Черчилл и А.Баумгартен пишут о чудовищном отношении завоевателей к коренному населению Империи Тауантинсуйу. (Антон Баумгартен "Американский геноцид. Часть 1.Эпоха Колумба: 1492 год"; Ward Churchill. A little Matter of Genocide.(...in the Americas 1492 to the Present. San Fransisco: City Lights, 1997).Авторы пишут, что переселенцы из Европы не только устанавливали законы, по которым карали индейцев смертью, но и зачастую просто спорили, кто сможет разрубить индейца одним ударом сверху донизу. За одного убитого испанца убивали 100 индейцев.Вернемся к религии Инков. Если религии майя и ацтеков отличалсь мрачностью и кровавыми жертвоприношениями, то мировоззрение инков в корне отличалось. От своего имени Инка Гарсиласо де ла Вега приводит следующие свидетельства:"Я являюсь свидетелем, который много раз слышал, как мой отец и его современники( испансике конкистадоры) сравнивали два государства — Мексику и Перу, разговаривая, в частности, о человеческих жертвоприношениях и поедании человеческого мяса, и как они хвалили Инков из Перу за то, что у них не было и они не допускали человеческих жертвопрношений, и в то же время они осыпали проклятьями индейцев Мехико (за подобные жертвоприношения)".Блас Валера и вслед за ним Инка Гарсиласо де ла Вега подчеркивают, что Инки запрещали приносить человеческие жертвы и несли более гуманную религию:"У них (народов, присоединенных Инками) были идолы ужасающего вида, которому они приносили очень варварские жертвы. Инка Манко Капак запретил эти жертвоприношения, и отнял идола, и приказал им, как всем своим вассалам, поклоняться Солнцу," - пишет Инка Гарсиласо де ла Вега.Однако, несмотря на запрет Инков, по свидетельству Инки Гарсиласо де ла Вега , некоторые присоединенные народы продолжали приносить тайные человеческие жертвы. Об этом говорят находки в Аргентине в 1999 году и на юге Перу в 1995 году - предположительно это были человеческие жертвы, принесенные духам вулканов, которые поспешили назвать "инкскими" жертвами.Высокий вулкан Льюльяйльяко находится в Аргентине, точнее на границе Аргентины и Чили, второй вулакн Ампато на 500м ниже находится севернее в южной части Перу. Эти вулканы находились на довольно большом удалении от центра инкской цивилизации и столицы Инков - Куско - главного государственного религиозного центра.Во-вторых, у инков не было официального государственного ритуала поклонения вулканам, рекам, ручьям и т.п. У них был и ритуалы, посвященные отцу Солнцу. Но сохранились местные культы у присоединенных племен, которые обожествляли отдельные предметы в природе..Инки считали идолопоклонство, то есть поклонение иным божествам и в иных местах, кроме государственных храмов Солнца, - грехом, который навлекает беды на страну, и запрещали его. Об этом пишет Л.Боден..К тому же, возле замерзших мумий были найдены керамические сосуды, а не золотые. Если бы приносилась жертва государственного масштаба, то использовались только золотые ли , в крайнем случае, серебрянные сосуды. Инки в религиозных ритуалах использовали только золото - металл Солнца. Об этом писал Сьеса де Леон.Следовательно, жертву принесла какая-то местная народность, не очень богатая..О подобных "открытиях" человеческих жертв , принесенных якобы инками , писал еще Инка Гарсиласо де ла Вега. Жаль, что его невнимательно прочитали. Еще 400 лет назад Инка Гарсиласо де ла Вега возмущался, когда жертвы, приносимые тайно некоторыми народами в присоединенных провинциях вопреки заперту Инков, испанские историки приписывали Инкам!
Книга 2 Глава VIII ПРЕДМЕТЫ, ПРИНОСИВШИЕСЯ В ЖЕРТВУ СОЛНЦУ (Инка Гарсиласо де ла Вега) Инки воздвигали храмы и совершали ритуалы только Солнцу, а не вулканам, горам, камням, ручьями т.п. При этом во время государственных религиозных обрядов приносились в жертву ламы и другие сельскохозяйственные жертвы:"Многие и разнообразные предметы приносились Инками в жертву Солнцу, как-то: крупные и мелкие домашние животные. Главным и наиболее ценным было жертвоприношение ягнят [лам], а затем лам (сагnего), затем бесплодных ламиц (machorras).В жертву приносили домашних кроликов и всех птиц, которые шли только на еду и на сало, и все зерновые и овощи, вплоть до травы кука, и самую изысканную одежду, сжигая все это на месте восхваления Солнца и преподнося это в знак благодарности за то, что оно создало все это для поддержания людей.""Возвращаясь к жертвоприношениям, мы говорим, что Инки не имели и не разрешали приносить в жертву взрослых и детей, пусть даже речь шла о болезни их королей (как об этом говорит другой историк), ибо они не считали, что они болеют, как обычные люди: [болезни] считались посланными, как говорили они, от их отца Солнца, чтобы позвать его детей, чтобы они отправились бы отдохнуть с ним на небо;вот какими были обычно слова, которые говорили те короли Инки, когда они соблаговоляли умирать: «Мой отец зовет меня, чтобы я отправился отдохнуть с ним».******************************************************Нередко человеческие жертвы, приносившиеся в Ичмийском храме города Пачакамак в долине реки Лурин в 40 км от Лимы приписывают совершенно неверно Инкам.Город Пачакамак сначала относился к древней культуре Лима, позже это было государство Уари, затем Ичма. Провинция Ичма была присоединена к Империи Инков довольно поздно, незадолго до вторжения испанцев. К этому времени это была довольно высокоразвитая культура со своим религиозным культом.Особенно почитался идол в центральном храме, который сверхъестественным образом прорекал будущее. Об этом писали испанские хронисты и Инка Гарсиласо де ла Вега.Испанский хронист Сьеса де Леон писал:"...можно будет сравнить с тем, что читаем о жреце Аполлона, когда язычники ожидали своих пустых ответов. И говорят также, что перед фигурой этого дьявола приносили в жертву множество животных и человеческую кровь лиц, которых убивали и что, на их праздниках, считавшихся у них наиболее торжественными, он давал ответ. А услышав их, они верили им, и считали очень правдивыми."Ичмийцы очень почитали этого идола, в его честь устраивались большие народные праздники, множество жрецов совершали ритуалы, в том числе в особых случаях приносились человеческие жертвы, что подтверждается археологическими находками.Ичмийский храм занимал большую площадь и был построен из необожженного кирпича и глины, в отличие от инкских храмов, строившихся по другой, более совершенной технологии из хорошо обтесанных и плотно пригнанных камней.Причем этот культ, подкрепленный сверхъестественными явлениями, был настолько силен в Ичме, что Инки, прийдя сюда и построя на центральной площади города Пачакамак храм Солнцу - главный храм , не стали запрещать традиционный ичмийский культ с их идолом и не тронули местных жрецов.Так как в противном случае было бы спровоцировано сильнейшее сопротивление ичмийцев. Но ичмийские жрецы оствались отдельной группой, не входившей в государственную жреческую инксую иерархиюТаким образом, жертвы, приносившеся идолу в храме города Пачакамак - это была часть ичмийского культа, не инкского.В хрониках, написанных в более поздний период при вице-короле Перу Франсиско де Толедо и позже было много искажений. Когда описывались праздники Инков, некоторые неверно писали, что во время праздника капакоча якобы приносились человеческие жертвы. Это совершенно неверно.Праздник капакоча совершался раз в год или реже. Приносились мумии прежних почитаемых за добродетели правителей, собиралось множество народа, жрецов, присутствовали все родственники Верховного Инки. Пелись гимны, приносились животные в жертву, задавались вопросы о будущем урожае, о жизни Инки и прочее. А потом устраивался всенародный праздник за счет двора Сапа Инки с застольем и музыкой.Мы имеем очень подробный источник, описывающих этот праздник. Один из первых хронистов Сьеса де Леон в деталях описывает этот праздник в своей Хронике Перу. Ни о каких человеческих жертвах речи нет. В жертву приносились только ламы и другие животные.Сьеса де Леон писал:Они (Инки) приносили " свои жертвы сцелью сделать приятное своим верховным богам, чтобы они помогли с ответом, что должно было быть. И потому приводили множество животных: овец и барашков, и морских свинок, и птиц, превосходивших количеством более двух тысяч барашков и овец. И их забивали, произнося свои дьявольские заклинания и принося напрасные жертвы по своему обычаю. А затем они объявляли о том , что они выдумали или измыслили." (Сьеса де Леон Хроника Перу, книга2. ГЛАВА XXIX. О том, как совершалась капакоча,которую следует понимать как дары или приношения их богам, и насколько это было обычным среди Ингов)Иногда в какой-нибудь туристическом проспекте можно прочитать о жертвах, якобы приносившихся Камню Войны в Куско. Ничего подобного не было. Сьеса де Леон описывает этот камень , который просто украшал площадь, где в случае войны происходило построение инкской армии и при этом восхищается военной организованностью Инков:"И короли, на период войны, чтобы не было замешательства и неразберихи, располагали таким порядком: на большой площади города Куско находился камень Войны, а он был огромен, по форме и внешнему виду похожий на сахарную голову , добротно установленный и полный золота;король выходил со своими советниками и домочадцами, где приказывал созвать начальников и касиков провинций, от которых узнавал о тех, кто среди их индейцев были самыми храбрыми, чтобы назначить их полководцами и начальниками в войске;а узнав, совершалось назначение, состоявшее в том, что один индеец отвечал за десяток, а другой – за пятьдесят, другой – за сотню, другой – за пять сотен, другой – за тысячу, другой – за пять тысяч, другой – за десять тысяч, и тот, кто занимал эти должности, был одним из индейцев со своей родины, и все подчинялись главному полководцу короля.Так что, при необходимости отправить десять тысяч человек [в] какое-либо сражение или на войну, было достаточно только открыть уста и отдать об этом приказ; и точно также при разведке и в случае выставления секретов и дозоров, [говорилось] тем, у кого меньше людей. И у каждого полка было своё знамя, и одни были пращниками."ИНКИ ВЕРИЛИ В БЕССМЕРТИЕ ДУШИ И ВОСРЕСЕНИЕ МЁРТВЫХ.История государства Тауантинсуйу Инки Гарсиласо де ла Вега содержит много интересной информации о религиозном понимании Инков места человека в мироздании: о бессмертии души, о воскресении мёртвых, покаянии и воздаянии за дела ..Он узнал это от своих родственников, многие из которых всё ещё исповедывали старую веру и нашел подтверждение своим словам у некоторых испанских авторов. Инка Гарсиласо де ла Вега жалуется, что раньше его заставили убрать многое о религиозном мировоззрении инков иезуиты:."Подчинившись тем самым почтенным отцам святого ордена иезуитов Мигелю Васкесу де Падилья, уроженцу Севильи, и Херониму де Прадо, уроженцу Убеды, которые мне так приказали, и я, хотя и поздно, убрал его оттуда по причинам [их] тирании; сейчас я снова возвращаю его на свое место, чтобы у здания не отсутствовал бы столь важный камень.".Поражает скромность Инки Гарсиласо де ла Вега. И это при том, что его исследование на тему религиозного мировоззрения Инков можно считать самым полным:."Каким путем или благодаря какой традиции инки поверили в воскрешение тел, являющееся предметом [христианской] веры, я не знаю, и не солдату, каковым я являюсь, исследовать это, и не верю я, что это можно с достоверностью выяснить, пока Всевышний Бог не снизойдет до раскрытия этого. Я могу только с достоверностью подтвердить, что они его признавали.Эти подтверждения (аutoridades) и подтверждение Гомары (о вере в в воскрешение после смерти) я обнаружил при чтении этих авторов после того, как сам написал о том, что узнал в этом частной [беседе] у моих родственников в их язычестве..Они очень сильно обрадовали меня, ибо вещь — столь чуждая язычеству, как воскрешение, была похожа на мое изобретение, если бы о ней не написал какой-нибудь испанец..Я удостоверяю, что обнаружил их после того, как написал об этом, чтобы не думали, что я в подобных делах следую испанцам, однако, если я нахожу [подобные цитаты], то считаю за счастье ссылаться на них в подтверждение того, что я слышал от своих [сородичей] об их старых традициях"..Далее Инка Гарсиласо де ла Вега цитирует испанских авторов, подтверждающих его слова о вере Инков в восресение мертвых и бессмертие души:."Франсиско Лопес де Гомара, глава сто двадцать пять, рассказывая о том, как хоронили королей и великих сеньоров в Перу, говорит эти слова, которые воспроизводятся дословно: «Когда испанцы открывали эти гробницы и разгребали кости, индейцы умоляли их не делать этого, чтобы они находились бы все вместе в момент воскрешения; они также верят в воскрешение тел и бессмертие душ», и т. д.."Казначей (сопtador) Агустин де Сарате, книга первая, глава двенадцатая,говорит об этом почти теми же словами, и Педро де Сиеса, глава шестьдесят вторая, говорит, что те индейцы признавали бессмертие души и воскрешение тела.".С верой в воскресение мёртвых были связаны и суеверия у индейцев. Инка Гарсиласо де ла Вега пишет:."Много раз (видя , как индейцы складывали волосы и ногти в одно место) я спрашивал разных индейцев , для чего они делали это, и все они в ответ говорили мне одни и те же слова: «Знай, что все мы, родившиеся, должны вновь жить в [этом] мире (у них не было глагола, чтобы сказать воскреснуть) и души должны встать из гробниц со всем тем, что принадлежало их телам..И чтобы они не задерживались бы [в том мире] в поисках своих волос и ногтей (в тот день обязательно будут большие беспорядки и много спешки), мы кладем их здесь вместе, чтобы они могли побыстрее вырасти (sе levanten); более того, если бы было возможно, то следовало бы плевать всегда в одно место»..Ниже приводятся отрывки из первой книги истории государства Инков Инки Гарсиласо де ла Вега:.Глава VIIОНИ ПОЗНАЛИ БЕССМЕРТИЕ ДУШИ И ВСЕОБЩЕЕ ВОСКРЕСЕНИЕ.Инки-амауты считали, что человек состоит из тела и души и что души были бессмертным духом, а тело было сделано из земли, ибо они видели, как оно превращалось в нее, и называли они его халъпа-камаска, что означает одухотворенная земля..И чтобы отличить от животных (brutos), они называли его руна, что значит человек понимающий, разумный, а животных вообще они называли лъама, что значит звери. Они дали им то, что они называют душой растительной и чувствительной, но не разумную душу, ибо они видели, что животные [только] растут и чувствуют..Они (Инки) верили, что после этой существует другая жизнь — со страданиями для плохих и покоем для хороших [людей]..Они (Инки) делили вселенную на три мира: небо они называли Ханан Пача, что означает высокий мир, куда, говорили они, уходили хорошие [люди], награждаемые за свои добродетели;они называли Хурин Пача мир зарождения и разложения, что означает низкий мир;они называли Уку Пача центр земли, что означает низший мир там внизу, в котором, говорили они, остаются плохие, а чтобы дать ему более крепкое имя, они называли его по-другому, а именно Супайпа Васин, что значит дом дьявола..Таким образом, они делили эту самую жизнь на две части: все ее радости, удовольствия и покой они отдавали тем, кто был хорошим, а страдания и работу — тем, кто был плохим..Среди услад другой жизни они не упоминают телесные наслаждения, и другие пороки, а только спокойствие души, беззаботность и покой тела от телесных работ." |