Безусловно,  взгляд мистера  В.В.Кёркбая на место шамана и его значение в жизни племени - это взгляд человека со стороны, человека, принадлежащего к  другой культуре, с другим мировоззрением. Его описание роли, которую играл шаман, схематично и упрощено.

 


 

 

     Гораздо глубже и тоньше описывает Сат-Ок Горькую Ягоду - шамана его родного племени. Сат-Ок характеризует его как человека , живущего на грани реального и потусторонннего мира, как человека, обладающего необычными, сверхъестественными способностями и несущего тяжелый груз своих знаний и своего образа жизни.

 

     Сат-Ок подчеркивает его обособленность от остальных обычных членов племени. Горькую Ягоду уважали, но вместе с тем  боялись и сторонились. Примечательно, что иногда Горькая Ягода говорил на языке кенаев ( кенаи - общее название индейских племён , живших на полуострове Кенай в Аляске,  они так же известны в русской литературе под названем танаин) [28]

 

          " Потом я решился на самый смелый для маленького ути поступок: пойти к колдуну (шаману - прим. автора статьи), к Горькой Ягоде.

 

      Никто из нас ещё не был у него. Независимо от того, жил ли он у нас или в селении над озером, мы всегда со страхом обходили шатёр колдуна. Даже воины неохотно подходили к его типи, зная, что Горькая Ягода в любую минуту, когда только захочет, может превратиться в волка, змею или исчезнуть с глаз, как рассеянный ветром туман над озером.

 

     Я шёл к его шатру, а ноги у меня подгибались от страха. Сколько раз я хотел повернуть назад, но перед моими глазами возникал образ друга ( больного пса Тауги) и приказывал мне идти вперёд, наперекор собственному страху.

 

      Весь лагерь спал. Ночь снова была тихой, луна зашла. Я впервые стоял так близко около входа в шатёр Горькой Ягоды, что мог коснуться рукой шкуры у входа. В ночной темноте при неясном свете звёзд нарисованные на шкуре изображения то ли зверей, то ли людей протягивали ко мне когти и пасть. Из клюва птицы-грозы, висевшей над входом, в меня летели молнии. Над моей головой наклонились  повешенные у входа копья. Надетые на них медвежьи черепа, наполненные древесной трухой, зияли пустыми глазницами.

 

    Нет, я не мог решиться коснуться шкуры и уже хотел отступить, когда она внезапно открылась и передо мной, сверкая белками глаз, возник Горькая Ягода. Я вскрикнул.Он же наклонился, внимательно посмотрел на меня и наконец сказал:

  

     - Я ждал тебя, мой сын.

  

       Я не мог промолвить ни слова , глубже вздохнуть, даже шевельнуться. Мне хотелось убежать, но всё во мне замерло. 

  

      Горькая Ягода кивнул головой.

  

      Откуда он знал о моём присутствии?

  

    - Я знал, что ты придёшь, - повторил он и умолк, будто бы ожидая моих слов."

  

 (Сат-Ок "Земля Солёных Скал" глава 5, К. 1989 г., пер. Ю.Стадниченко)

  

       Вот другое описание  Сат-Оком случая исцеления шаманом воина Чёрного Ворона ,когда он умирал от укуса опасной змеи. Надо отметить, что действия  Горькой Ягоды остаются непонятными и таинственными для остальных соплеменников - он действует и живет по своим собственным законам, не соединясь ни с кем из них.

 

       "Мы знали, что это значит: если в ближайшее время не помешать распространению яда в крови, то тело сперва вспухнет, потом воина одолеет сон, во время которого он будет разговаритвать с духами, а затем замолкнет навеки. Его почерневшего тела не тронут даже горные стервятники..."

  

       "Вид у воина был страшный. Рука почернела по локоть, опухоль захватила плечо и дошла до самого лица..."

 

        "Чёрный Ворон был без сознания, когда его внесли в типи. Всем остальным приказали разойтись.

 

         К типи приблизлся колдун, голый , разрисованный желтыми полосами. Волосы у него были связаны в пучок шкурой гремучей змеи, в зубах он держал незнакомый мне амулет.

 

        Вокруг залегла тишина, только с другого конца селения начал доноситься  всё громче гул бубнов. Горькая Ягода упал на землю и, как змея, пополз вокруг типи, где лежал Чёрный Ворон. Сделав ползком четыре круга, колдун наконец остановился у входа. Он лежал, вытянувшись на животе, а верхняя часть тела, отклонённая назад, колыхалась, голова дрожала. Колдун был так похож на нападающую змею, что я, наверное, вскрикнул бы от изумления, если бы брат не закрыл мне рот ладонью.

 

      Голова Горькой Ягоды дрожала ещё минуту, но он всё ниже опускал её к земле и наконец змеиными движениями пополз в шатёр.

      Бубны умолкли.

      Прошло время , в течение которого я не успел бы обежать вокруг селения, - Горькая Ягода вышел и спокойно направился к своему шатру.

  

      Но люди продолжали стоять на месте, будто приросли ногами к земле. Первым очнулся от странной одеревенелости Непемус и пошёл к шатру. За ним двинулись остальные, а вместе со всеми -  я и Сова.

 

      Заглянув в типи , мы увидели Чёрного Ворона. Воин, как и раньше, лежал на волчьих шкурах, но опухоль исчезла без следа.

      Он встретил нас слабой улыбкой.

      Мы в удивлении застыли на месте. Каким великим должен быть наш колдун, если он победил Кен-Маниту - Духа Смерти! И я пообещал себе, что никогда больше не скажу о Горькой Ягоде ничего плохого.

 

     Два дня в селении толковали о том, что мог делать колдун в шатре Чёрного Ворона. Но на этот вопрос даже сам Чёрный Ворон не мог ответить - ведь он был без сознания, а когда сознание вернулось к нему и опухоль пропала, колдуна в шатре уже не было.

     Вскоре, однако, это случай забылся, так как начали поговаривать о дальнейшем пути на восток."

 

   (Сат-Ок "Таинственные Следы",К.Б 1989 г., пер. Ю.Стадниченко)

 


Фото шамана (Канада, провинция Альберта)

 

       Шаман участвовал во всех решающих событиях, касающихся жизни как всего племени, так и его отдельных членов. Вот описание танца шамана в момент наречения имени Сат-Оку:

 

    "Мы протиснулись к первому кругу воинов.  Прямо около нас пробегал Горькая  Ягода,  кружа  вокруг  костра,  как исполинская птица.  Снова наступила тишина,  слышен был только свист перьев  на  плечах  Горькой Ягоды, его частое дыхание и треск горящих веток в костре.

 


     Наконец, будто поднимаясь на крыльях,  колдун вскочил на огромный барабан,  к которому подбежало восемь воинов. Они начали левыми руками поворачивать барабан,  а  правыми  отбивать  такт  танцующему  на  нем колдуну.   Я  стиснул  руки  на  груди:  Горькая  Ягода  плясал  Танец Охотящегося Орла.  Он то медленно парил на распростертых  крыльях,  то быстро кружился.  А то,  сложив крылья, быстро падал на колени, чтобы, спустя минуту,  снова подняться  быстрым  прыжком и  снова  описывать
широкие круги, как это делают большие горные орлы.


     Удары барабана все усиливались, а то вдруг замирали на мгновение, чтобы раздаться с новой силой. Ритм становился все быстрее и быстрее, и тут к нему присоединился пронзительный звук рожка.
     Из круга воинов выскочил помощник Горькой Ягоды, Голубая Птица..."

        

 

         Вместе с тем, из событий, описанных в книгах Сат-Ока , видно, что шаман не имел в племени такого безусловного авторитета, как это бывало в историии племён Крайнего Севера , Сибири и других азиатских народов. Главное слово, в том числе и в вопросах , касающихся духовной жизни ,было за вождем, он мог вступить в противоречие с шаманом и его слово было последним.

 

          Например,в  рассказах известного американского путешественника и охотника  В. Дугласа Бурдена (W. Douglas Burden) , передавшего немало экспонатов, добытых им во время многочисленных экспедиций, в этнографические  музеи, он, описывая традиционный уклад одного из племенных групп индейцев оджибве в Канаде,  также отмечает обособленное положение шамана. По одному из рассказов был даже снят в 1930 г. в резервации Темагами ( Temagami Forest Reserve)  в Онтарио в Канаде фильм "Безмолвный враг" ( "The Silent Enemy" ) с участием самих индейцев из резервации, которые вели в то время еще традиционный образ жизни,которого почти не коснулись изенения . Фильм настолько приближен к действительности, что его относят к документальным фильмам.[27]

 

       В период опасности, когда голод угрожал племени, именно вождь взял на себя подвиг за всех и уединился на скале , наложив на себя пост , молясь Великому Духу об избавлении от опасности. Вождь нёс главную ответственность за происходящее с его племенем вплоть до самопожертвования и его воля была решающей. По описанию В.Дугласа Бурдена, шаману отводилась роль знахаря, предсказателя, вещателя воли духов. Его уважали, верили его словам, но решение принимал вождь.

  


 Вожди сиу ( фотография начала ХХ века)

 

      Ответственность за свои поступки, жизнь по законам совести - это было основополагающим моментом в духовно-нравственной жизни индейцев. Исследователь А.Ващенко пишет, что у индейцев Северной Америки разных племен в главных ритуальных обрядах была важна моральная чистота участника этого обряда. Его не должны были отягощать ни дурные поступки , ни даже повседневные хлопоты - почти всегда важными событиям такого рода предшествовал период полного воздержания . [3] 

 

       Сейчас нередко происходит путаница, когда мифы, связанные с шаманскими инициациями и шаманской обрядовой практикой выдают за "фольклорное" творчество и даже представляют будто эти мифы могли  знать все и рассказывать друг другу у костра  и  чуть ли не детям на ночь. Это не так. Это были мифы только для посвященных и сильно отличались от традиционного фольклора.

 

       Исследователь Е.С.Новик пишет: "Выделяются две основные тематические группы шаманских мифов и легенд: связанные с шаманским инициациями и с шаманской обрядовой практикой. Шаманские инициации описываются или как избранничество неофита духами, которые преследуют его своими притязаниями сексуального характера, или как пребывание души будущего шамана в мире предков на особом шаманском дереве, в колыбели, гнезде и т.д."[29]

 

        Эти мифы были только для посвященных и передавались из уст в уста. Это был отдельный мир, иногда неоднозначно оценивавшйся остальными соплеменниками. Поэтому существует негативное отношение к некоторым писателям, художникам, которые открывали и по-своему интерпретировали такие скрытые знания  для всех.

 

      Так, канадского художника Норваль Мориссо (Norval Morriseau), основоположника стиля Вудленд, старейшины оджибве (племени, из которого происходил художник)  жестко критиковали и даже подвергли суровому наказанию - отлучили от племени, что равносильно изгнанию в прежние времена, за то, что он раскрыл некоторые мифы из шаманской ритуальной практики, которые передавались от шамана к ученику из уст в уста и больше ни для кого не предназначились. За то же самое критикуют писателя К.Кастанеду индейцы кечуа ( наследники культуры инков), считая раскрытие им ритуальных практик знахарей индейских племен Южной Америки крайне вредным.

 

      Надо заметить, что кечуа имели к началу 16 века развитое государство - Империю Тауантинсуйу с единым религиозным культом с монотеистичискими тенденциями, а знахари существовали всегда и везде и не имели отношения к государственой религии кечуа.

 

 (О Религии Инков можно прочитать здесь http://the-inkas.narod2.ru/o_religii_inkov/)

 

         Далеко не все религиозные культы, существующие в современных резервациях , явялются традиционными. Исследователь А.Ващенко пишет, что в условиях резерваций, когда всё, включая духовные воззрения индейцев, стало находиться под жёстким идеологическим  контролем, происходит потстепенный упадок и забвение прежних понятий и заменяется новыми синтетически-эклектическими культами.[3]  Причем практически всегда активную роль в таком процессе играют специальные представители, поддерживаемые адмнистративными органами, контролирующими резервации. Судьба у таких религиозных течений разная .

 

      "Европейское завоевание и вызванный им упадок аборигенной культуры привели к возникновению в среде индейцев ряда мессианских учений, пророчеств.

 

       Одни из них ( например, "пляска духов", "религия снов") оказались недолговечными, другие постепенно приобрели вид и статус самостоятельных религий ( пейотизм - у многих племён США, религия Прекрасного озера - у ирокезов)". [3]

 (прим. - Пейотль - кактус, который ранее иногда употреблялся в некоторых племенах Центральной Америки шаманами для медицинских целей. В США на сегодняшний день употребление кактуса пейотль, как галлюциногенного вещества,  запрещен. Но его специально разрешили употреблять в резервациях , где относительно недавно был введен религиозный культ с его употреблением).Основоположники нового синтетического религиозного культа  пейотизма : Джон Вилсон (John Wilson или Nishkuntu - Moon Head, 1840 - 1901),
Куана (Квана) Паркер (Quanah Parker, 1845?-1911),
Джеймс Муни (James Mooney, 1861-1921)



Джеймс Муни (James Mooney, 1861-1921).Один из основоположников Церкви Коренных Американцев и пейотизма


           **********************************************************


 Заключение.

(Отрывок из книги Сат-Ока "Земля Солёных Скал", глава 8)

 

        " Пусть опустится тьма и окружит нас,
           Пусть блеск солнца не слепит наши глаза, 
           Пусть смолкнут голоса живого мира,
           Ибо души наши жаждут покоя.

       В эту ночь я не мог заснуть, хотя и был очень утомлен. Над всей  долиной плыла, не смолкая, Песня Смерти. Я прятал голову под шкуру, закрывал уши. Но она доносилась отовсюду, сдерживала бег сердца, говорила, что смерть притягивает смерть.

      Вместе с голосом песни пришли призраки: незнакомые воины с рассеченной грудью, покрытые большими ранами. Их широко раскрытые рты что-то кричат в тишине. Руки тянутся к чему-то недосягаемому. Плечи и спины напряжены так, что сочатся кровью. И на все это смотрят лица белых, усмехающиеся и бледные, бесчисленные, как звезды на августовском небе. В их темных глазницах горят зрачки, как у рысей или волков. Они приближались ко мне. Они заняли все небо, всю землю - волчьи глаза, рысьи глаза, глаза сов... "


      "Вот около тотемного столба сидят два воина - вождь и колдун(шаман). Сидят, опершись руками на подогнутые колени, и лица их обращены к выходу из пещеры - в сторону северо-западного ветра. На них богатые одежды с еще живыми, яркими красками. На голове вождя убор с длинным султаном из белых перьев, ниспадающим до земли, как крылья убитого орла. Перед каждым - оружие, трубка, посуда с пищей.

      За ними - другие воины. Большинство сидит, опираясь руками на колени, склонив головы вниз. Но некоторых великих воинов оставили в тех позах, в каких их настигла смерть. Одни сидят на конях, другие в лодках, в каноэ из березовой коры...

     Все эти умершие за долгие годы высохли и окаменели, превратились в камни среди каменных стен. Пламя отражается в их волосах, одежде и оружии слабым мигающим блеском. Все покрыто мелкими прозрачными кристалликами соли. Здесь все высыхает и пропитывается солью - такова эта земля и скалы, такова Пещера Безмолвных Воинов.

      Стены пещеры испещрены рисунками, изображающими историю племени, историю великих и славных событий, борьбы, охот, походов. Каждый из рисунков - это один день жизни шеванезов. Но эти знаки, как и давно умершие воины, перестали говорить с нами. Их язык давно утерян. На протяжении многих веков, во время жестокой борьбы с белыми, вожди и колдуны(шаманы) погибали так быстро, что не успевали научить языку знаков своих преемников, своих сыновей. И теперь никто из племени не может их прочесть. Даже Горькая Ягода и отец знают лишь некоторые из них.

Неужели и мы умолкнем, и сын моего сына не сможет прочесть знаков, которыми я попрощаюсь здесь со своим отцом?.."


 

("Земля Солёных Скал", глава 8)

 

 


 

 

 

Библиография
 
1. Официальный сайт Сат-Ока. Автор Г.Петкевич
http://www.sat-okh.art.pl/las.html 
 
2. Инка Гарсиласо де ла Вега .История Государства Инков. Л., 1974 г.
 
3. А.Ващенко. Мифы Индейцев Северной Америки. Мифы Народов Мира. М., 1980г.
 
4. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, Душа и Тело. М.,1997г., глава III
 
5. А.Ващенко. Вакан ,статья в энциклопедии  Мифы Народов Мира. М., 1980г.
  
6.  Д. Сегал. Мифологические изображения у индейцев северо-западного побережья Канады.// Ранние формы искусства. М., 1972 г.
 
7. Dockstader F.J. Indian Art in America. Greenwich, 1961
 
8. Spence L., Myths and Legends of the North American Indians.N.Y., 1974 
 
9.  Сат-ок . Четыре ветра." Белый мустанг " . М.1977

 

 10.  Л.Файнберг , Вакабы. статья в энц. Мифы Народов Мира. М., 1980г.
  
11. Ващенко А. В. Историко-эпический фольклор северо-американских индейцев : Типология и поэтика / Отв. ред.: В. М. Гацак.. — М.: Наука, 1989
 
12. В.Ф. Топоров, "Потоп", статья в энциклопедии  Мифы Народов Мира. М., 1980г.
 
13. Е.М.Мелетинский. Структурно-типологический анализ мифов северо-восточных палеоазиатов (Вороний цикл) в сб: "Типологические исследования по фольклору", М., 1975г.
 
14. Ю.Березкин. Мифология индейцев Латинской Америки: ретроспектива недавних исследований // Американские индейцы: новые открытия и интерпретации. М.: Наука, 1996
 
15. Bogoraz W., The folklore of Northeasten Asia, as compared with that of Northwerstern America. "American anthropologis"1902,n.s.v.,N4
 
16. Rooth A.B., The raven and the carcass ,Hels.,1962 (Folklore fellows communication, n7)
 
17.  Armour, R. C. North American Indian Fairy Tales Folklore and Legends. London: Gibbons & Co., 1905
 
18. А.Ващенко. "Манабозо", статья в энциклопедии  Мифы Народов Мира. М., 1980г.

 

 

19. Попов А. А., Мат-лы для библиографии рус. лит-ры по изучению шаманства североазиатских народов, Л., 1932;
  
20. Штернберг Л. Я., Первобытная религия в свете этнографии, Л., 1936;
 
21. Анисимов А. Ф., Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований, М.-Л., 1958;
 
22. Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964;
 
23. Вайнштейн С. И., Тувинское шаманство, М., 1964;
 
24.  Басилов В. Н., Среднеазиатское шаманство, М., 1973;
 
25. Oblmarks A., Studien zum Problem des Schamanismus, Lund - (a. o.), 1939;
 
26. Paulson I., Hultkrantz Е., Jettmar K., Die Religionen Nordasiens und der amerikanischen Arktis, Stuttg., 1962;
 
27. W.Douglas Burden. "The Silent Enemy", Burden-Chanler Productions, 1930;
 
28. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона, 1907-1909;
 
29. Новик Е.С. Шаманская мифология; Мифы Народов Мира. М., 1980;
 
30. Langguth, A. J. Union 1812:The Americans Who Fought the Second War of Independence. New York, 2006;
 
31. William West Kirkby. Speeches From The Church Missionary Gleaner, July, 1869, pages 73-77; 88-91.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz