Инка Гарсиласо де ла Вега

1539-1616 гг.

( Портрет кисти Алонсо Кано из

собрания Гос.Эрмитажа)

 О РЕЛИГИИ ИНКОВ

      «Ибо опыт совершенно ясно показал, насколько быстрее и способнее к восприятию Евангелия оказались индейцы, которых покорили, обучили и которыми управляли короли Инки, нежели народы остальных прилегающих районов, куда  не проникло учение Инков и где еще сегодня люди такие же варвары и неразумные, какими они были раньше, хотя прошел уже 71 год, как испанцы пришли в Перу и управляют ими.»

                                           Инка Гарсиласо де ла Вега

 ( История Государства Инков. Книга 1. Глава XV Л.,Наука 1974)

 

 О РЕЛИГИИ ИНКОВ. Дополнение к основной статье (http://the-inkas.narod2.ru/o_religii_inkov/)

 

 Потомки Инков, принявшие духовный сан, участвуют в процессии в честь Богородицы (кон. XVI - начало XVII вв.)

  
ИНКИ ВЕРИЛИ В БЕССМЕРТИЕ ДУШИ И ВОСРЕСЕНИЕ МЁРТВЫХ
      История государства Тауантинсуйу Инки Гарсиласо де ла Вега содержит много интересной информации о религиозном понимании Инков места человека в мироздании: о бессмертии души, о  воскресении мёртвых, покаянии и воздаянии за дела .
.
     Он узнал это от своих родственников, многие из которых всё ещё исповедывали старую веру и нашел подтверждение своим словам у некоторых испанских авторов. Инка Гарсиласо де ла Вега жалуется, что раньше его заставили убрать многое о религиозном мировоззрении инков иезуиты:
.
    "Подчинившись тем самым почтенным отцам  святого ордена иезуитов Мигелю Васкесу де Падилья, уроженцу Севильи, и Херониму де Прадо, уроженцу Убеды, которые мне так приказали, и я, хотя и поздно, убрал его оттуда по причинам [их] тирании; сейчас я снова возвращаю его на свое место, чтобы у здания не отсутствовал бы столь важный камень."
.
      Поражает скромность Инки Гарсиласо де ла Вега. И это при том, что его исследование на тему религиозного мировоззрения Инков можно считать самым полным:
.
      "Каким путем или благодаря какой традиции инки поверили в воскрешение тел, являющееся предметом [христианской] веры, я не знаю, и не солдату, каковым я являюсь, исследовать это, и не верю я, что это можно с достоверностью выяснить, пока Всевышний Бог не снизойдет до раскрытия этого. Я могу только с достоверностью подтвердить, что они его признавали
.
     Эти подтверждения (аutoridades) и подтверждение Гомары (о вере в в воскрешение после смерти) я обнаружил при чтении этих авторов после того, как сам написал о том, что узнал в этом частной [беседе] у моих родственников в их язычестве.
.
       Они очень сильно обрадовали меня, ибо вещь — столь чуждая язычеству, как воскрешение, была похожа на мое изобретение, если бы о ней не написал какой-нибудь испанец.
.
    Я удостоверяю, что обнаружил их после того, как написал об этом, чтобы не думали, что я в подобных делах следую испанцам, однако, если я нахожу [подобные цитаты], то считаю за счастье ссылаться на них в подтверждение того, что я слышал от своих  [сородичей] об их старых традициях".
     Далее Инка Гарсиласо де ла Вега цитирует испанских авторов, подтверждающих его слова о вере Инков в восресение мертвых и бессмертие души:
.
     "Франсиско Лопес де Гомара, глава сто двадцать пять, рассказывая о том, как хоронили королей и великих сеньоров в Перу, говорит эти слова, которые воспроизводятся дословно: «Когда испанцы открывали эти гробницы и разгребали кости, индейцы умоляли их не делать этого, чтобы они находились бы все вместе в момент воскрешения; они также верят в воскрешение тел и бессмертие душ», и т. д.
 .
       "Казначей (сопtador) Агустин де Сарате, книга первая, глава двенадцатая,говорит об этом почти теми же словами, и Педро де Сиеса, глава шестьдесят вторая, говорит, что те индейцы признавали бессмертие души и воскрешение тела."
.
         С верой в воскресение мёртвых были связаны и суеверия у индейцев. Инка Гарсиласо де ла Вега пишет:
.
        "Много раз (видя , как индейцы складывали волосы и ногти в одно место) я спрашивал разных индейцев , для чего они делали это, и все они в ответ говорили мне одни и те же слова: «Знай, что все мы, родившиеся, должны вновь жить в [этом] мире (у них не было глагола, чтобы сказать воскреснуть) и души должны встать из гробниц со всем тем, что принадлежало их телам.
.
      И чтобы они не задерживались бы [в том мире] в поисках своих волос и ногтей (в тот день обязательно будут большие беспорядки и много спешки), мы кладем их здесь вместе, чтобы они могли побыстрее вырасти (sе levanten); более того, если бы было возможно, то следовало бы плевать всегда в одно место».
.
       Ниже приводятся отрывки из первой книги истории государства Инков  Инки Гарсиласо де ла Вега:
Глава VII
ОНИ ПОЗНАЛИ БЕССМЕРТИЕ ДУШИ И ВСЕОБЩЕЕ ВОСКРЕСЕНИЕ
.
      Инки-амауты считали, что человек состоит из тела и души и что души были бессмертным духом, а тело было сделано из земли, ибо они видели, как оно превращалось в нее, и называли они его халъпа-камаска, что означает одухотворенная земля.
      И чтобы отличить от животных (brutos), они называли его руна, что значит человек понимающий, разумный, а животных вообще они называли лъама, что значит звери. Они дали им то, что они называют душой растительной и чувствительной, но не разумную душу, ибо они видели, что животные [только] растут и чувствуют.
.
      Они (Инки) верили, что после этой существует другая жизнь — со страданиями для плохих и покоем для хороших [людей].
.
      Они (Инки) делили вселенную на три мира: небо они называли Ханан Пача, что означает высокий мир, куда, говорили они, уходили хорошие [люди], награждаемые за свои добродетели;
 
 они называли Хурин Пача    мир зарождения и разложения, что означает низкий мир;
 они называли Уку Пача центр земли, что означает низший мир там внизу, в котором, говорили они, остаются плохие, а чтобы дать ему более крепкое имя, они называли его по-другому, а именно Супайпа Васин, что значит дом дьявола.
       
 .
    Таким образом, они делили эту самую жизнь на две части: все ее радости, удовольствия и покой они отдавали тем, кто был хорошим, а страдания и работу — тем, кто был плохим.
.
      Среди услад другой жизни они не упоминают телесные наслаждения, и другие пороки, а только спокойствие души, беззаботность и покой тела от телесных работ."
*******************************************************
 
О ПОСТЕ И ИСПОВЕДИ У ИНКОВ

 

      В Империи Тауантинсуйу существовал удивительный обычай регулярно исповедываться. Этот обычай поразил европейских миссионеров.
 
      Исповедывались все - от последнего крестьянина до самого Верховного Инки. И,  самое главное, по свидетельству католических миссионеров, исповедь не был формальным ритуалом. К ней подходили очень серьёзно. Индейцы свято верили, что, если не исповедывать грехи и не перестать их делать, то это приведет не только к несчастьям в собственной жизни, но и станет причиной бедствий всего государства.
  
Искривив свою дорогу,
Путь Вселенной искривляешь.(10)
Люди все  - одна община,
Мир земной - Великий Алью.(11)
Никаким кровопролитьем
Не добыть любви и счастья.
**********************************
(10) - согласно мировоззрению Инков, история Андского края подразделялась на отдельные эры ("возрасты"), заканчивавшиеся Вселенским катаклизмом (" переворотом земли и времен").
(11) алью - община
    .
       Подробно об отношении Инков  к раскаянию и внутреннему исправлению можно прочитать в инкской пьесе "Уткха-Павкар". (см. страницу "Инкская Драматургия" http://the-inkas.narod2.ru/o_religii_inkov/inkskaya_dramaturgiyaolyantai/inkskaya_dramaturgiyasurimanautkha-pavkar/)
 
        Существует два описания того, как происходила исповедь в государстве Инков.
           Европейские миссионеры писали о тайной исповеди, практиковавшейся   у Инков.
 
            "Католические миссионеры с большим удивлением обнаружили, что исповедь была обычной практикой в Перу, - пишет Луи Боден ( Louis Baudin. Daily Life in Peru Under the Last Incas).  - Те, кто исповедывал, назначались высшей иерархией после прохождения проверки полноты их знаний в религиозных вопросах. Приемная комиссия состояла из четырех амаутов ( мудрецов) и одного из десяти высокопоставленных сановников, которых испанцы сравнивали с епископами."
 
     Исповедывающий призывал к себе кающегося и говорил с ним. " Тайна исповеди всегда сохранялась, - пишет Л.Боден. Любое отступление от этого правила очень строго каралось.
 
     Индейцы не скрывали своих грехов. Так как они свято верили, что только исповедь поможет избежать наказания в загробной жизни и бедствий в нынешней.
 
     Грехом считалось почти то же, что и у христиан. Идолопоклонство было тоже серьёзным грехом у Инков. Государственная власть не признавала местночтимых божеств, они считались идолами. Была единая государственная религия, которая была, по свидетельствам некоторых авторитетных хронистов, близкой к монотеистической ( см. выше).
 
    Поэтому совершенно не правы те, кто приписывает человеческие жертвы, принесенные духам вулканов, - Инкам (см." Жертвоприношения Инков" ниже). Напротив, Инки запрещали и преследовали такие идолопоклоннические ритуалы различным  божествам, выходящим за рамки государственной единой религии.
 
    Жители Империи Инков исповедывались не только в греховных поступках, но и в греховных мыслях и желаниях.
 
     Существовала практика женщинам исповедывать грехи у  мамакон - девстенниц Солнца.
     " Когда кающийся перечислял свои грехи, исповедник серьёзно разговаривал с ним и накладывал наказание, соответствующее грехам", - пишет Л.Боден.
 
     После исповеди исповедник читал молитвы и в символическом виде выбрасывал грехи в ручей, чтобы этот скорбный груз был унесен прочь без возврата. В случае наложения наказания существовало строгое правило, по которому раскаяние не должно было  нанести ущерб и вред кающемуся.
 
      Поэтому, чтобы стать отшельником, было необходимо получить разрешение вышестоящего начальника. Отшельники жили в пустыне праведно и бедно. Верующие обращались к ним за советом.
 
      Такое описание исповеди у Инков можно найти в записях католических миссионеров.
 
      Однако Инка Гарсиласо де ла Вега пишет, что  у Инков была исповедь, но не тайная, а публичная:
 
         "  И много раз случалось так, что преступники, обвиняемые своим собственным сознанием, шли признаться правосудию в своих тайных грехах, ибо, помимо того, что они верили, что душа их будет подвергнута наказанию, они верили как в весьма достоверное в то, что из-за их дел и из-за их греха в государство придут беды...
 
          И из-за этих публичных признаний, как я понимаю, появилось у испанских историков желание утверждать, что индейцы Перу тайно исповедовались, как делаем мы, христиане, и что были у них избранные духовники, что порождено неправильными сообщениями индейцев, которые так говорят, чтобы угодить испанцам и снискать их расположение, отвечая на вопросы, которые они им задают, в соответствии с желанием того, кто их спрашивает, а не в соответствии с правдой.
  
     Это правда, что у индейцев не было тайных исповедей (я говорю об [индейцах] Перу и не касаюсь других народов, королевств или провинций, которых я не знаю), а были лишь публичные исповеди, как мы рассказали..."
  
  ПОСТ у ИНКОВ
 
   Инки  поcтились или и молились , когда приносили покаяние или в важные, судьбоносные моменты. Особенно это касалось верховных правителей. Так, испанские хронисты писали, что Сапа Инка Атауальпа постил, когда конкистадоры приехали, чтобы вызвать его в Кахамарку к Фр. Писарро.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ У ИНКОВ

  
      Вопрос о жертвоприношениях, к сожалению, стал предметом для спекуляций почти с самого начала вторжения в Империю Инков.  
  
      С одной стороны, некоторые испанские хронисты писали о якобы наличии человеческих жертв у инков. Но, как писал, к примеру, испанец Сьеса де Леон, европейские завоеватели Империи Инков сильно преувеличивали этот вопрос, пытаясь тем самым оправдать те жестокости и разрушения, которые они сами принесли некогда процветавшему государству инков.
 
      Однако один из самых компетентных и авторитетных хронистов XVI века Блас Валера отрицал существование человеческих жертвоприношений у Инков:
  
       «Отец Блас Валера, говоря о древности Перу и о жертвоприношениях, которые Инки приносили Солнцу, признавая в нем отца, говорит следующие слова, воспроизводимые дословно: «В честь Солнца его наследники совершали великие жертвоприношения, [закалывая] лам и других животных, но никогда не людей, как неправильно утверждали Поло и те, кто следовал ему»», - пишет Инка Гарсиласо де ла Вега в книге первой своих Комментариев (Истории Государства Инков).
 
       С другой стороны, у тех же испанских хронистов, особенно из миссионеров, мы можем прочитать о том, что индейцы возмущались и боялись европейских завоевателей, так как те, по их мнению, не считали местное население за людей.
.
      Приводились страшные упоминания о том, что якобы некоторые из европейских завоевателей были настолько жестоки, что убивали индейцев, чтобы использовать их  тела в утилитарных целях, в частности для приготовления медицинских снадобий. Сам хронист, писавший об этом, не верил в такой ужас и считал это суеверными выдумками самих индейцев.
 
     Однако сохранились и другие свидетельства.
     Дэвид Стэннард приводит цитату из письма одного  испанца, переселившегося в Новый Свет:
 
     "Когда я вернулся из Картахены, я встретил португальца по имени Рохе Мартин. На крыльце его дома висели части разрубленных индейцев для кормежки его собак, как будто они были дикими зверьми..."(David Stannard. American Holocaust:The Conquest of the New World. Oxford University Press,1993)
 
         На этой печально знаменитой старинной гравюре XVI века изображен испанец, который кормит своих собак индейскими детьми.
 
        В.Черчилл и А.Баумгартен пишут о  чудовищном отношении завоевателей к коренному населению Империи Тауантинсуйу. (Антон Баумгартен "Американский геноцид. Часть 1.Эпоха Колумба: 1492 год"; Ward Churchill. A little Matter of Genocide.(...in the Americas 1492 to the Present. San Fransisco: City Lights, 1997).
 
        Авторы пишут, что переселенцы из Европы не только устанавливали законы, по которым карали индейцев смертью, но и зачастую просто спорили, кто сможет разрубить индейца одним ударом сверху донизу. За одного убитого испанца убивали 100 индейцев.
 
          Вернемся к религии Инков. Если религии майя и ацтеков отличалсь мрачностью и кровавыми жертвоприношениями, то мировоззрение инков в корне отличалось. От своего имени Инка Гарсиласо де ла Вега приводит следующие свидетельства:
 
       "Я являюсь свидетелем, который много раз слышал, как мой отец и его современники( испансике конкистадоры) сравнивали два государства — Мексику и Перу, разговаривая, в частности, о человеческих жертвоприношениях и поедании человеческого мяса, и как они  хвалили Инков из Перу за то, что у них не было и они не допускали человеческих жертвопрношений, и в то же время они  осыпали проклятьями индейцев Мехико (за подобные жертвоприношения)".
   
 
        Блас Валера и вслед за ним Инка Гарсиласо де ла Вега подчеркивают, что Инки запрещали приносить человеческие жертвы и несли более гуманную религию:
 
       "У них (народов, присоединенных Инками)  были идолы ужасающего вида, которому они приносили очень варварские жертвы. Инка Манко Капак запретил эти жертвоприношения, и отнял идола, и приказал им, как всем своим вассалам, поклоняться Солнцу," - пишет Инка Гарсиласо де ла Вега.
 
      Однако, несмотря на запрет Инков,  по свидетельству Инки Гарсиласо де ла Вега , некоторые присоединенные народы продолжали приносить тайные человеческие жертвы. Об этом говорят находки в Аргентине в 1999 году и на юге Перу в 1995 году - предположительно это были человеческие жертвы, принесенные духам вулканов, которые поспешили назвать "инкскими" жертвами. 
 
      Высокий вулкан Льюльяйльяко находится в Аргентине, точнее на границе Аргентины и Чили, второй вулакн Ампато на 500м ниже находится севернее в южной части Перу. Эти вулканы находились на довольно большом удалении от центра инкской цивилизации и столицы Инков - Куско - главного государственного религиозного центра.
 
      Во-вторых, у инков не было официального государственного ритуала поклонения вулканам, рекам, ручьям и т.п. У них был и ритуалы, посвященные отцу Солнцу. Но сохранились   местные культы у присоединенных племен, которые обожествляли отдельные предметы в природе.
.
      Инки считали идолопоклонство, то есть поклонение иным божествам и в иных местах,  кроме государственных храмов Солнца, - грехом, который навлекает беды на страну,  и запрещали его. Об этом пишет Л.Боден.
.
      К тому же,  возле  замерзших мумий были найдены керамические сосуды, а не золотые.  Если бы приносилась жертва государственного масштаба, то использовались только золотые ли , в крайнем случае, серебрянные сосуды. Инки в религиозных ритуалах использовали только золото - металл Солнца. Об этом писал Сьеса де Леон.
Следовательно, жертву принесла какая-то местная народность, не очень богатая.
.
      О подобных "открытиях" человеческих жертв , принесенных якобы инками , писал еще Инка Гарсиласо де ла Вега.  Жаль, что его невнимательно прочитали.
 
     Еще 400 лет назад Инка Гарсиласо де ла Вега возмущался, когда жертвы, приносимые тайно некоторыми народами в присоединенных провинциях вопреки заперту Инков, испанские историки приписывали Инкам! 
    
.
     "А если некоторые историки так написали, то случилось это потому, что осведомители ввели их в заблуждение, поскольку они не указали на различие во времени и в провинциях, где и когда совершались подобные приношения в жертву мужчин, женщин и детей. 
 .
  
     Например, когда один историк пишет, рассказывая об Инках, что они приносили в жертву людей; он называет две провинции, где, [как] он говорит, совершались подобные человеческие жертвоприношения:
одна из них находится немногим менее чем в ста лигах от Коско ,
 а другая — ... более чем в четырехстах к северу, из чего можно ясно констатировать, что этот историк не делал различия во времени и по месту, не раз приписывал Инкам многие вещи, которые они сами запретили тем, кого силой включили в свою Империю, ибо все это имело место в тот первоначальный период времени до королей инков."

  

Книга 2 Глава VIII

ПРЕДМЕТЫ, ПРИНОСИВШИЕСЯ В ЖЕРТВУ СОЛНЦУ (Инка Гарсиласо де ла Вега)

      Инки воздвигали храмы и совершали ритуалы только Солнцу, а не вулканам, горам, камням, ручьями т.п. При этом во время государственных религиозных обрядов приносились в жертву ламы и другие сельскохозяйственные жертвы:
 
       "Многие и разнообразные предметы приносились Инками в жертву Солнцу, как-то: крупные и мелкие домашние животные. Главным и наиболее ценным было жертвоприношение ягнят [лам], а затем лам (сагnего), затем бесплодных ламиц (machorras).
 
       В жертву приносили домашних кроликов и всех птиц, которые шли только на еду и на сало, и все зерновые и овощи, вплоть до травы кука, и самую изысканную одежду, сжигая все это на месте восхваления Солнца и преподнося это в знак благодарности за то, что оно создало все это для поддержания людей."
 
         "Возвращаясь к жертвоприношениям, мы говорим, что Инки не имели и не разрешали приносить в жертву взрослых и детей, пусть даже речь шла о болезни их королей (как об этом говорит другой историк), ибо они не считали, что они болеют, как обычные люди: [болезни] считались посланными, как говорили они, от их отца Солнца, чтобы позвать его детей, чтобы они отправились бы отдохнуть с ним на небо;
вот какими были обычно слова, которые говорили те короли Инки, когда они соблаговоляли умирать: «Мой отец зовет меня, чтобы я отправился отдохнуть с ним».
****************************************************** 
      Нередко человеческие жертвы, приносившиеся в Ичмийском храме города Пачакамак в долине реки Лурин в 40 км от Лимы приписывают совершенно неверно Инкам.
 
       Город Пачакамак сначала относился к древней культуре Лима, позже это было государство Уари, затем Ичма. Провинция Ичма была присоединена к Империи Инков довольно поздно, незадолго до вторжения испанцев. К этому времени это была довольно высокоразвитая культура со своим религиозным культом.
 
       Особенно почитался идол в центральном храме, который сверхъестественным образом прорекал будущее. Об этом  писали испанские хронисты и Инка Гарсиласо де ла Вега.
 
        Испанский хронист Сьеса де Леон писал:
    "...можно будет сравнить с тем, что читаем о жреце Аполлона, когда язычники ожидали своих пустых ответов. И говорят также, что перед фигурой этого дьявола приносили в жертву множество животных и человеческую кровь лиц, которых убивали и что, на их праздниках, считавшихся у них наиболее торжественными, он давал ответ. А услышав их, они верили им, и считали очень правдивыми."
 
      Ичмийцы очень почитали этого  идола, в его честь устраивались большие народные праздники, множество жрецов совершали ритуалы, в том числе в особых случаях приносились человеческие жертвы, что подтверждается археологическими находками.
 
      Ичмийский храм занимал большую площадь и был построен из необожженного кирпича и глины, в отличие от инкских храмов, строившихся по другой, более совершенной  технологии из хорошо обтесанных и плотно пригнанных камней.
 
       Причем этот культ, подкрепленный сверхъестественными явлениями,  был настолько силен в Ичме, что Инки, прийдя сюда и построя на центральной площади города Пачакамак храм Солнцу - главный храм , не стали запрещать традиционный ичмийский культ с их идолом и не тронули местных жрецов. 
      Так как в противном случае было бы спровоцировано сильнейшее сопротивление ичмийцев. Но ичмийские жрецы оствались отдельной группой, не входившей в государственную жреческую инксую иерархию
 
       Таким образом, жертвы, приносившеся идолу в  храме  города Пачакамак - это была часть ичмийского культа, не инкского.
 
       В хрониках, написанных в более поздний период при вице-короле Перу Франсиско де Толедо и позже было много искажений. Когда описывались праздники Инков, некоторые неверно писали,  что во время праздника  капакоча  якобы приносились человеческие жертвы. Это совершенно неверно.
 
      Праздник капакоча совершался раз в год или реже. Приносились мумии прежних почитаемых за добродетели правителей, собиралось множество народа, жрецов, присутствовали все родственники Верховного Инки. Пелись гимны, приносились животные в жертву, задавались вопросы о будущем урожае, о жизни Инки и прочее. А потом устраивался всенародный праздник за счет двора  Сапа Инки с застольем и музыкой.
 
       Мы имеем очень подробный источник, описывающих этот праздник. Один из первых хронистов Сьеса де Леон в деталях описывает этот праздник в своей Хронике Перу. Ни о каких человеческих жертвах речи нет. В жертву приносились только ламы и другие животные.Сьеса де Леон писал:
 
       Они (Инки) приносили " свои жертвы сцелью сделать приятное своим верховным богам, чтобы они помогли с ответом, что должно было быть. И потому приводили множество животных: овец и барашков, и морских свинок, и птиц, превосходивших количеством более двух тысяч барашков и овец. И их забивали, произнося свои дьявольские заклинания и принося напрасные жертвы по своему обычаю. А затем они объявляли о том , что они выдумали или измыслили." (Сьеса де Леон Хроника Перу, книга2. ГЛАВА XXIX. О том, как совершалась капакоча,
которую следует понимать как дары или приношения их богам, и насколько это было обычным среди Ингов)
 
        Иногда в какой-нибудь туристическом проспекте можно прочитать о жертвах,  якобы приносившихся Камню Войны в Куско. Ничего подобного не было. Сьеса де Леон описывает  этот камень , который просто украшал площадь, где в случае войны происходило построение инкской армии и при  восхищается военной организованностью Инков:
      
        "И короли, на период войны, чтобы не было замешательства и неразберихи, располагали таким порядком: на большой площади города Куско находился камень Войны, а он был огромен, по форме и внешнему виду похожий на сахарную голову , добротно установленный и полный золота;
 король выходил со своими советниками и домочадцами, где приказывал созвать начальников и касиков провинций, от которых узнавал о тех, кто среди их индейцев были самыми храбрыми, чтобы назначить их полководцами и начальниками в войске;
 а узнав, совершалось назначение, состоявшее в том, что один индеец отвечал за десяток, а другой – за пятьдесят, другой – за сотню, другой – за пять сотен, другой – за тысячу, другой – за пять тысяч, другой – за десять тысяч, и тот, кто занимал эти должности, был одним из индейцев со своей родины, и все подчинялись главному полководцу короля.
Так что, при необходимости отправить десять тысяч человек [в]  какое-либо сражение или на войну, было достаточно только открыть уста и отдать об этом приказ; и точно также при разведке и в случае выставления секретов и дозоров, [говорилось] тем, у кого меньше людей. И у каждого полка было своё знамя, и одни были пращниками."

 

 .

 О Творец, начало всего,

        Виракоча, конец всего,
        Господь в сияющих одеждах,
        Кто вдыхает жизнь и приводит всё в установленный порядок,
Продолжение »
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz